Наиболее обеспеченные представители поколения Z стараются экономить средства. А те, кто их не имеет, иллюстрируют финансовый парадокс
Обряд посвящения для всех молодых людей — это получить от старших ярлык ленивого и безответственного поколения. Но поколению Z, пожалуй, пришлось хуже всех. Их обвиняют и в нежелании проявлять усилия на работе, и в тратах денег на роскошь и в иррациональном отношении к рискованным инвестициям, таким как криптовалюты и NFT.
Между сегодняшней молодежью и предыдущими поколениями, сталкивавшимися с аналогичными претензиями, есть два важных отличия. Первое заключается в том, что вместо того, чтобы отвергать эти характеристики, сегодняшние двадцатилетние склонны с ними соглашаться, изобретая что-то вроде «тихого увольнения». Во-вторых, новые данные свидетельствуют о том, что такое поведение является рациональной реакцией на ухудшающиеся экономические перспективы, в частности, на то, что возможность иметь собственное жилье становится все более недостижимой.
В новом исследовании, опубликованном на прошлой неделе, экономисты Чикагского и Северо-Западного университета, используя подробные данные о транзакциях по картам, благосостоянии и отношении американцев, выявили следующую картину. Среди молодых людей, у которых мало или совсем нет реальных перспектив позволить себе недвижимость, непропорционально часто встречаются увеличение расходов на отдых, снижение трудозатрат и инвестиции в рискованные финансовые активы (включая криптовалюту). При этом, как показывает исследование Сон Хён Ли и Йонгын Ю, те, для кого владение домом является более реальной перспективой в среднесрочной перспективе или кто уже стал его владельцем, меньше рискуют деньгами и прилагают больше усилий на работе.
В Великобритании обнаружилась схожая картина. Молодые британцы, арендующие жилье, у которых мало шансов собрать первоначальный взнос, гораздо чаще идут на финансовые риски, например, делая ставки онлайн, чем их ровесники, уже находящиеся на пути к приобретению недвижимости или близкие к этому.
Самое важное, что Ли и Ю, используя данные разных временных периодов и местные цены на жилье, показывают, что связь между недоступностью жилья и экономическим поведением имеет причинно-следственный характер. Недавний рост рискованного финансового поведения, расходов на отдых и сокращение трудозатрат вызван изменением экономических стимулов. По мере снижения доступности жилья, те, кто считает, что они лишены возможности владеть собственным домом, прибегают к сочетанию высокорискованных ставок и того, что американский экономический обозреватель Кайла Скэнлон назвал «финансовым нигилизмом»: зачем стараться и копить, если все равно не хватит? В то же время более обеспеченные представители поколения, наоборот, стараются экономить.
Особенно примечательны результаты, касающиеся усилий на работе. Поколение Z часто характеризуется недостаточным уровнем стрессоустойчивости в профессиональном плане. Многие молодые сотрудники жалуются в социальных сетях на бессмысленность работы с девяти до пяти. Данные свидетельствуют о том, что эти убеждения и модели поведения обусловлены меняющейся экономической реальностью. Дело не в том, что предыдущие поколения были более увлечены работой, потому что работа в те времена была интересней. Просто самоотдача на работе была средством достижения цели. Когда награда в виде собственного дома становится недостижимой, все это кажется бессмысленным.
Тот же вывод следует из того факта, что на пути к успеху необходима родительская помощь. Для большинства впервые покупающих жилье сегодня самым большим препятствием является не зарплата, а первоначальный взнос. Зачем задерживаться в офисе допоздна, чтобы закончить проект в надежде на скромное повышение зарплаты, если вы знаете, что в итоге вам понадобится шестизначный первоначальный взнос, который, возможно, придется копить десятилетиями?
Результаты этих исследований имеют важные последствия. Во-первых, они подчеркивают острую необходимость решения проблемы доступности жилья. Как мы теперь видим, это дестабилизирует экономику и общество в целом: многие молодые люди встают на скользкий финансовый путь, где ошибки могут оказаться необратимыми.
Во-вторых, они подчеркивают важность обучения молодежи финансовой грамотности, необходимой для жизни в новом мире, где для многих единственная надежда на успех — это идти на крупные финансовые риски. Сегодняшние двадцатилетние гораздо чаще оказываются пожизненными арендаторами, чем их родители. Это означает, что им потребуется больше, чем предыдущим поколениям, наставлений о других способах накопления богатства, а также навыки и поддержка, чтобы понимать, что не все потеряно.
Конечно, можно сетовать на растущий экономический нигилизм молодого поколения (и факты это подтверждают). Но они просто играют теми картами, что им сдали.








