Гонконгский суд признал медиамагната Джимми Лая виновным в сговоре с иностранными силами в соответствии с законом Гонконга о национальной безопасности, пишет Би-би-си.
Знаковый судебный процесс над Лаем, одним из самых яростных критиков китайского государства, затянулся почти на два года. 78-летнему мужчине, основателю продемократических изданий, включая ныне не существующую газету Apple Daily, грозит пожизненное заключение.
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер заявил, что освобождение Лая, гражданина Великобритании, является «приоритетом», а президент США Трамп ранее поклялся «сделать все, чтобы спасти» его.
Правозащитные организации и сын Лая выразили обеспокоенность по поводу ухудшения состояния его здоровья в местах заключения с момента его ареста пять лет назад. Критики утверждают, что Закон о национальной безопасности используется для подавления инакомыслия, но Пекин и Гонконг заявляют, что он необходим для поддержания стабильности.
78-летний мужчина, которого одни считают героем, а другие осуждают как предателя, является наиболее известным человеком, обвиняемым по спорному закону о национальной безопасности, который Китай ввел в 2020 году в ответ на массовые протесты, вспыхнувшие в Гонконге годом ранее.
Закон криминализирует все, что Пекин сочтет подрывным или сепаратистским, от скандирования лозунгов до участия в продемократических протестах. Пекин заявляет, что это необходимо для поддержания стабильности в Гонконге, но критики утверждают, что закон фактически запретил инакомыслие .
Лай находится под стражей с декабря 2020 года, и пока неясно, как долго он может оставаться в тюрьме. Приговор ему будет вынесен позже, и ему грозит максимальное наказание в виде пожизненного заключения.
Власти Гонконга заявляют, что Лай получил справедливое судебное разбирательство в соответствии с верховенством закона, но критики утверждают, что его случай демонстрирует, как правовая система города использовалась для подавления политической оппозиции.
Его семья выразила обеспокоенность по поводу ухудшения его здоровья в заключении. В августе этого года его сын Себастьян заявил Би-би-си, что даже если его отец — гражданин Великобритании — получит всего пять лет тюрьмы, это будет «практически равносильно смертной казни».
Лай стал одним из самых яростных критиков китайского государства и ведущей фигурой, отстаивающей демократию на бывшей британской территории.
«Я прирожденный бунтарь», — сказал он Би-би-си в интервью в 2020 году, за несколько часов до предъявления ему обвинений. «У меня очень бунтарский характер».
Из нищеты к богатству
Лай родился в Гуанчжоу, городе на юге Китая, в богатой семье, которая потеряла всё, когда к власти пришли коммунисты в 1949 году.
Ему было 12 лет, когда он сбежал из своей деревни в материковом Китае, прибыв в Гонконг в качестве безбилетного пассажира на рыболовецком судне.
Перебиваясь случайными заработками и занимаясь вязанием в небольшом магазине одежды, он самостоятельно выучил английский язык. Пройдя путь от низкооплачиваемой работы до создания многомиллионной империи, включающей международный бренд одежды Giordano, он в итоге основал компанию.
Сеть магазинов имела огромный успех. Но когда в 1989 году Китай направил танки для подавления продемократических протестов на площади Тяньаньмэнь в Пекине, Лай начал новый этап своей жизни как активный борец за демократию и предприниматель.
Он начал писать колонки с критикой резни, последовавшей за демонстрациями в Пекине, и основал издательство, которое впоследствии стало одним из самых влиятельных в Гонконге.
В ответ Китай пригрозил закрыть его магазины на материке, что вынудило его продать компанию, и Лай запустил ряд популярных продемократических изданий, включая цифровой журнал Next и широко читаемую газету Apple Daily.
В условиях растущего страха перед Пекином в местных СМИ Лай неизменно критиковал китайские власти как посредством своих публикаций, так и в своих статьях.
Благодаря этому он стал героем для многих в Гонконге, которые считают его мужественным человеком, пойдя на большой риск ради защиты свобод города.
Однако на материковой части Китая его считают «предателем», угрожающим национальной безопасности страны.
В последние годы нападавшие в масках поджигали дом Лая и штаб-квартиру его компании. Он также был целью покушения.
Но ни одна из угроз не остановила его в его активной позиции по вопросу демократии. Он был видным участником городских демонстраций в поддержку демократии и дважды арестовывался в 2021 году по обвинению в незаконном собрании.
Когда в июне 2020 года Китай принял новый закон о национальной безопасности Гонконга, Лай заявил Би-би-си, что это стало «смертельным приговором» для территории.
Медиамагнат известен своей откровенностью и экстравагантными поступками.
В 2021 году он призвал Дональда Трампа помочь территории, заявив, что тот «единственный, кто может спасти нас» от Китая. Его газета Apple Daily опубликовала на первой странице письмо, которое заканчивалось словами: «Господин президент, пожалуйста, помогите нам».
Для Лая подобные действия были необходимы для защиты города, который принял его и способствовал его успеху.
Однажды он сказал информационному агентству AFP: «Я приехал сюда ни с чем, свобода этого места дала мне всё… Возможно, пришло время отплатить за эту свободу, борясь за неё».
С 2020 года Лаю предъявлены различные обвинения, в том числе в несанкционированном собрании и мошенничестве.
Судебное преследование Лая привлекло международное внимание, и правозащитные организации и правительства иностранных государств призывают к его освобождению.
На протяжении многих лет Себастьян Лай путешествовал по миру, чтобы осудить арест своего отца и заявить о наказании Гонконга за «характеристики, которые заслуживают похвалы».
«Мой отец сидит в тюрьме за правду, которая слетает с его губ, за мужество в его сердце и за свободу в его душе», — сказал он.








