Президентом Чили стал Хосе Антонио Каст, поклонник диктатора Пиночета

Автор -

    Президентом Чили избран крайне правый политик Хосе Антонио Каст, поклонник Трампа и ультраконсерватор. Это наиболее резкий поворот вправо со времен окончания военной диктатуры в Чили в 1990 году. Каст открыто восхищался бывшим диктатором Чили Аугусто Пиночетом, пишет Би-би-си.

    Во втором туре Каст набрал более 58% голосов, обойдя кандидата от находящейся у власти левой коалиции Жаннетт Хару, которая лидировала в первом туре. Ему перешли голоса избирателей, поддержавших в первом туре других кандидатов от правых сил — Франка Париси, Йоханнеса Кайзера, Эвелин Маттеи. Тогда как Жаннетт Хара была единственным представителем левых сил на этих выборах.

    Корреспондент Би-би-си в Южной Америке Ион Уэллс наблюдал за собранием его сторонников в Сантьяго, столице Чили. Многие из них были завернуты в чилийские флаги, скандировали лозунги и делали селфи, по мере поступления результатов ликование в толпе усиливалось.

    «Я счастлива, что мы можем вернуть стране безопасность и патриотизм», — заявила Аугустина Транкосо, женщина в кепке с надписью «Сделаем Чили снова великой».

    «Мы годами пытались выиграть выборы, — рассказала другая сторонница Каста, Белем Вальдивьесо. — Раньше в Чили можно было спокойно ходить по улицам, а в последнее время мы столкнулись с проблемами безопасности. Я надеюсь, что он сдержит обещания и сосредоточится на вопросах безопасности».

    В своей первой речи перед сторонниками в качестве избранного президента Каст заявил: «Чили вновь станет свободной от преступности, свободной от тревоги, свободной от страха». Он пообещал искать, находить и сажать за решетку преступников и правонарушителей. На протяжении всей избирательной кампании Каст изображал Чили страной, скатывающейся в хаос. Он пообещал восстановить порядок, жестко бороться с нелегальной миграцией, а также провести резкое сокращение государственных расходов.

    Чили — одна из самых безопасных и стабильных стран Южной Америки, однако в последние годы в ней наблюдается рост иммиграции и организованной преступности, и Каст связывает два этих явления.

    Он поклонник Дональда Трампа, и его политика во многом перекликается с курсом президента США. Он даже пообещал построить пограничную стену на плохо контролируемых границах Чили с Перу и Боливией и вырыть там рвы, создать тюрьмы строгого режима и провести массовые депортации нелегальных мигрантов, многие из которых прибыли из Венесуэлы.

    Для многих избирателей Каста мотивом стало ощущение растущей небезопасности.

    «Мы превращаемся в Колумбию — много терроризма, воров, грабежей, общество становится очень небезопасным, — заявил Би-би-си голосовавший за Каста Макс Штрубер. — Возможно, это звучит жестко, но нам нужно, чтобы правительство продолжило дело Пиночета. Нарушения прав человека были — это правда. Но как правительство оно было хорошим: тогда у нас были мир и спокойствие».

    Не все чилийцы, впрочем, разделяют эти настроения: критики говорят, что проблема преувеличена. Уровень убийств в Чили сейчас снижается, а некоторые исследования показывают, что люди, родившиеся за границей, в среднем совершают меньше преступлений.

    Одна из жительниц Сантьяго, Хавьера Карраско, поддерживала некоторые инициативы Каста, но в итоге проголосовала за члена Коммунистической партии Хару. По ее словам, у нее возникло ощущение, что «ложное чувство небезопасности становится повсеместным».

    «В других странах происходят гораздо более серьезные вещи, чем здесь», — считает она.

    После объявления результатов главная соперница Каста, Джанетт Хара, написала, что «демократия высказалась громко и ясно», и пожелала Касту «успехов во благо Чили».

    Джанетт Хара, женщина с короткой стрижкой и серо-черными волосами

    Автор фото,Reuters. Джанетт Хара из Коммунистической партии была главной соперницей Каста

    Чем известен Хосе Антонио Каст

    59-летний Каст — юрист и бывший конгрессмен, до этих выборов дважды пытавшийся стать президентом. В 2021 году он проиграл второй тур выборов левому кандидату Габриэлю Боричу. Рейтинги Борича в последнее время были низкими и, возможно, это отчасти помешало выиграть выборы Жанетт Харе, которую могли воспринимать как продолжательницу его курса.

    Каст продвигает идею «чрезвычайного правительства» gobierno de emergencia для решения проблем безопасности, иммиграции и экономического развития, которые, по его словам, существуют в стране. При этом он пытается успокоить тех, кто боится возвращения диктатуры.

    «Чрезвычайное правительство не означает авторитаризм», — говорит он.

    У Каста девять детей. Он категорический противник абортов — даже если речь идет о беременности в случае изнасилования. Каст резко критикует экологические инициативы и правозащитные движения.

    Брат Каста, Мигель Каст, принадлежал к так называемым «чикагским мальчикам» — экономическим советникам Аугусто Пиночета. Во время правления чилийского диктатора он занимал посты министра труда и главы Центрального банка. Отец Каста, Михаэль Каст, служил в вермахте во время Второй мировой войны, воевал на Восточном фронте, состоял в НСДАП, а после войны бежал от денацификации в Южную Америку.

    Каст утверждал, что его отец был призван в немецкую армию по принуждению, чтобы избежать возможного военного суда и расстрела.

    «Наша семейная история настолько далека от нацизма, насколько это вообще возможно», — заявлял он во время кампании 2021 года.

    Однако в последующих журналистских расследованиях был найден документ Федерального архива Германии от 1942 года, из которого следует, что Михаэль Каст был членом нацистской партии с 18 лет. Хотя остаются сомнения, идет ли речь об одном и том же человеке, место и дата рождения совпадают с данными отца будущего президента Чили.

    Каст не считает себя ультраправым политиком. Тем не менее, он высказывал симпатии к военному режиму Аугусто Пиночета (1973–1990) и даже заявлял, что если бы Пиночет был жив, то проголосовал бы за него.

    Диктатура Пиночета известена серьезными нарушениями прав человека, в том числе пытками, убийствами и исчезновениями тысяч людей. Каст заявлял, что не одобряет подобные злоупотребления. Он также утверждал, что в отличие от Кубы, Венесуэлы и Никарагуа, при Пиночете в Чили произошел «переход к демократии».

    В прошлом году он посетил мегатюрьму в Сальвадоре, чтобы изучить, как она функционирует. Эта тюрьма, открытая в 2023 году, стала главным символом «войны против криминальных банд», которую ведет президент Сальвадора Найиб Букеле. В этой тюрьме очень суровые условия, и критики говорят о нарушениях прав заключенных.

    Корреспондент Би-би-си Даниэл Гарсия Марко пишет, что Каст аппелирует к принципу «сильной руки» Букеле, а в экономической сфере его предложения имеют сходство с программой Хавьера Милея, аргентинского президента-либертарианца. Каст обещеает рыночный подход в экономике, сокращение роли государства и дерегулирование отдельных отраслей. Он предлагает резкое сокращение бюджетных расходов на сумму 6 млрд долларов США в течение 18 месяцев под лозунгом «сократить политические расходы». У критиков есть сомнения в реализуемости такого плана, как и в реалистичности обещания выслать 360 тысяч нелегальных мигрантов.

    Выбор «наименьшего зла»

    Чили — еще одна страна Латинской Америки, сместившаяся за последние годы вправо после выборов. Это уже произошло с Аргентиной, Эквадором, Коста-Рикой и Сальвадором.

    Это были первые президентские выборы в Чили, на которых голосование стало обязательным, а регистрация избирателей — автоматической для всех, кто имел право голоса.

    Одним из факторов неопределенности на этих выборах была судьба голосов более чем пяти миллионов чилийцев, которые ранее обычно воздерживались от участия в голосовании. Именно обязательное голосование частично объясняет рекордную поддержку Каста — более семи миллионов голосов. Это самое большое количество голосов за кандидата в президенты в истории Чили.

    Из-за этого некоторые избиратели чувствовали, что им пришлось выбирать, как они выразились, «наименьшее зло».

    «Я не знаю, назвал бы ли это выбором из двух зол, но считаю, что Чили нужны перемены, — сказал Би-би-си Клаудио Саньуэс, голосовавший за Каста. — И я ясно вижу, что Каст может стать такой альтернативой».

    «Оба кандидата как будто представляли собой две крайности», — считает Синтия Уррутиа, которая надеялась на победу Жанетт Хары, которая казалась ей более центристской.

    Каст вступит в должность 11 марта 2026 года и уже сейчас анонсировал «трудные решения». На митингах он регулярно отсчитывал дни до этой даты, предупреждая нелегальных мигрантов, что им следует покинуть страну до этого срока, если они когда-нибудь хотят получить шанс вернуться.

    Как отмечает корреспондент Би-би-си в Чили Сесилия Барриа, у Каста не будет абсолютного большинства в Конгрессе, поэтому, вероятно, для выполнения части своих обещаний ему придется договариваться с парламентом.

    Поделитесь новостью