10 декабря 2025 года, Министерство иностранных дел совместно с Посольством Кыргызской Республики в Малайзии и Почетным консульством Кыргызстана в Королевстве Таиланд, провело эвакуацию на родину кыргызстанку с территории Мьянмы.
По предварительной информации, гражданка Кыргызской Республики стала жертвой мошеннических схем, связанных с трудовой миграцией, и незаконно удерживалась в военном лагере на территории Мьянмы после того, как поверила ложным обещаниям о высокооплачиваемой работе.
В целом, в течение 2025 года, МИД проработало благополучное возвращение на родину 12 граждан Кыргызской Республики с территории Мьянмы. На основании проведенной эвакуации данных граждан, в настоящее время, правоохранительные органы Кыргызстана проводят работу по закрытию каналов нелегальной миграции и борьбе с мошенническими действиями.
Министерство иностранных дел Кыргызской Республики выражает признательность компетентным органам Республики Союза Мьянма и Королевства Таиланд, а также Посольству Республики Казахстан в Королевстве Таиланд и Генеральному консульству Республики Узбекистан в г. Бангкок за оказанное содействие в обеспечении безопасного возвращения гражданки Кыргызской Республики на Родину.
Министерство, в связи с участившимися случаями вовлечения граждан Кыргызской Республики в схемы торговли людьми в странах Юго-Восточной Азии, вновь настоятельно призывает граждан Кыргызской Республики проявлять максимальную бдительность и осмотрительность при рассмотрении предложений о трудоустройстве за рубежом, особенно при использовании неофициальных каналов.
При возникновении каких-либо сомнений или вопросов рекомендуется незамедлительно обращаться в дипломатические представительства и консульские учреждения Кыргызской Республики за соответствующей консультацией и поддержкой, говорится в сообщении МИД.
Ранее сообщалось, что граждан Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана освободили из рабства в Мьянме.
Изначально они отправились на заработки в Таиланд, сообщает Kun.uz.
Как сообщает издание, как минимум граждане Узбекистана откликнулись на объявления о высокооплачиваемой работе в Таиланде. Их доставили туда на бесплатных автобусах. Однако по прибытии обманом переправили в Мьянму, где они оказались в руках торговцев людьми.
«Жертвы рассказали дипломатам, что их заставляли работать в мошеннических кол-центрах в Мьянме. Те, кто отказывался участвовать в незаконной деятельности, подвергались физическому насилию и угрозам»,
пишет Kun.uz.
Части обманутых всё-таки удалось обратиться в генконсульство Узбекистана в Бангкоке. Тогда же выяснилось, что в Мьянме удерживают казахстанцев и кыргызстанцев. Освободить граждан всех трёх стран удалось благодаря взаимодействию дипведомств Казахстана и Узбекистана с властями Таиланда и Мьянмы. Сейчас всех попавших в рабство вернули на родину.
Раздираемая гражданской войной Мьянма стала одним из крупнейших центров цифровой преступности в мире. За последние несколько лет сотни тысяч иностранцев, откликнувшихся на объявления о высокооплачиваемой работе, были похищены и принудительно вовлечены в деятельность мошеннических колл-центров.
Такие скам-комплексы разрастаются с огромной скоростью вдоль границы с Таиландом и ежегодно приносят своим организаторам десятки миллиардов долларов.
Иностранцев завлекают через соцсети посредством предложений о трудоустройстве в тайских компаниях в сфере IT, логистики, отельно-ресторанного бизнеса, образования, digital-маркетинга или онлайн-продаж.
Объявления, как правило, содержат краткие детали об условиях работы и специфике вакансии. Зарплаты обычно завышены от средних показателей, проверка такой компании онлайн зачастую покажет ее легитимность.
Соискателю оплачивают билет до Бангкока, в некоторых случаях даже оформляют визу, либо обещают возместить ее стоимость по прибытию.
Из аэропорта иностранца везут в Мэсот, город на северо-западе Таиланда. Именно тут происходит переправка людей в Мьянму через реку Моэй. Мошеннические комплексы видны с берега, по их периметру находятся антенны, создающие помехи сигналам GPS.
На месте у дезориентированных людей отнимают паспорта, телефоны и раздают инструкции со скам-схемами. Наиболее популярные: «разделка свиней» и ее подвид — «романтические» аферы. Задача — выстроить доверительные отношения с потенциальными жертвами и убедить инвестировать в фейковые криптовалютные проекты. В своей работе невольные скамеры применяют технологии генеративного ИИ, купленные в даркнете данные для аутентификации.
По оценкам UNODC, схемы по «разделке свиней» в Юго-Восточной Азии аккумулируют больший доход, чем торговля наркотиками. Только один KK Park приносит десятки миллионов долларов в месяц.
Аналитическая компания Chainalysis в сентябре 2024 года зафиксировала смещение фокуса преступников со схем Понци на «разделку свиней». В США $4,4 млрд из совокупных $5,6 млрд убытков от мошенничества с криптовалютами за 2023 год пришелся именно на данный тип афер. Эксперты установили связь между крупнейшим ассоциированным с этой схемой криптовалютным кошельком и комплексом KK Park.
Криптовалюты в операциях — основной платежный и транзакционный инструмент. Некоторые работники специализируются на индустрии мем-коинов: ведут брендированные X-аккаунты и управляют ботофермами. Минимальные вложения для запуска и возможность в любой момент совершить рагпул делают «смешные монеты» идеальной схемой преступного заработка.
В числе других кибератак — мошенничество с недвижимостью и онлайн-магазинами, взломы финансовых сервисов и других потенциально выгодных целей.
Целью скамеров зачастую являются западные страны: работать приходится с ночи, по 17–18 часов в сутки. У каждого есть норма по прибыли: одному из бывших сотрудников называли сумму $5000 в неделю, другому — $10 000 в месяц.
В случае невыполнения плана или отказа от работы руководители центров применяют физические наказания, вплоть до пыток и полной изоляции в темной комнате без еды. Особо непокорных рабов впоследствии перепродают в другие скам-комплексы.
Большинство центров не принимают выкуп, в других расценки варьируются: KK Park — $1500–3000, Apollo — $4000–6000. Однако даже передача этой суммы не гарантирует жертве свободу.
По информации правозащитников, у каждой фабрики есть управляющий директор. Чаще всего это этнические китайцы, но есть и центры в совладении с тайцами. Помещения каждого комплекса арендуют от 30 до 40 различных компаний со своей иерархией: боссы, супервайзеры, тимлиды и более мелкие команды подчиненных. Всего от 50 до 250 людей.
Жертвами подобных преступных схем становятся жители Юго-Восточной Азии (Китай, Тайвань, Индонезия и другие), Африки (преимущественно Кения, Нигерия), участились случаи вовлечения граждан западных, реже постсоветских стран.








