Китайский владелец TikTok, компания ByteDance, подписала обязывающие соглашения с американскими и международными инвесторами на приобретение большей части своего бизнеса в Америке, сообщил руководитель TikTok сотрудникам в четверг, передает Би-би-си.
Согласно служебной записке, направленной генеральным директором Шоу Цзы Чью, половина совместного предприятия будет принадлежать группе инвесторов, в которую входят Oracle, Silver Lake и эмиратская инвестиционная компания MGX.
Сделка, завершение которой запланировано на 22 января, положит конец многолетним попыткам Вашингтона заставить ByteDance продать свои американские подразделения из-за опасений по поводу национальной безопасности.
Это соответствует соглашению, обнародованному в сентябре, когда президент США Дональд Трамп отложил вступление в силу закона, который запретил бы приложение, если бы оно не было продано.
В служебной записке TikTok заявил, что сделка позволит «более 170 миллионам американцев продолжать открывать для себя мир безграничных возможностей в рамках важного глобального сообщества».
Согласно соглашению, ByteDance сохранит за собой 19,9% бизнеса, а Oracle, Silver Lake и базирующаяся в Абу-Даби компания MGX — по 15% каждая.
Согласно меморандуму, еще 30,1% акций будут принадлежать аффилированным лицам существующих инвесторов ByteDance.
Ранее Белый дом заявлял, что компания Oracle, одним из соучредителей которой был сторонник Трампа Ларри Эллисон, получит лицензию на использование алгоритма рекомендаций TikTok в рамках сделки.
Сделка состоялась после ряда задержек.
В апреле 2024 года, во время президентства Джо Байдена, Конгресс США принял закон о запрете приложения из-за опасений по поводу национальной безопасности, если оно не будет продано.
Закон должен был вступить в силу 20 января 2025 года, но Трамп несколько раз откладывал его принятие, пока его администрация вела переговоры о передаче права собственности.
В сентябре Трамп заявил, что разговаривал по телефону с председателем КНР Си Цзиньпином, который, по его словам, дал сделке добро на продолжение.
После личной встречи лидеров в октябре будущее платформы оставалось неясным.
Судьба приложения была омрачена сохраняющейся напряженностью между двумя странами в вопросах торговли и других аспектах.
«TikTok стал козырем в переговорах между США и Китаем», — заявил Элвин Грейлин, преподаватель Массачусетского технологического института.
«В свете недавнего ослабления напряженности, одобрение Пекином структуры и лицензирования алгоритмов теперь выглядит не столько капитуляцией, сколько выверенной деэскалацией, позволяющей обеим столицам заявить о своей победе на родине».
В ответ на запрос о комментарии Белый дом перенаправил BBC в TikTok.
Компании Oracle и Silver Lake отказались от комментариев. BBC обратилась за комментариями к MGX.
Сделка вызвала критику со стороны сенатора-демократа Рона Уайдена из Орегона, который заявил, что она «ничего не сделает для защиты конфиденциальности американских пользователей».
Согласно условиям соглашения, алгоритм рекомендаций TikTok будет переобучен на данных американских пользователей, чтобы гарантировать, что лента новостей не будет подвергаться внешнему вмешательству.
«Неясно, передаст ли это алгоритм TikTok в более надежные руки», — заявил сенатор Уайден.
Он выступал против закона 2024 года и был среди американских законодателей, которые в январе лоббировали продление срока действия TikTok, чтобы дать Конгрессу больше времени для смягчения угроз со стороны Китая.
Некоторые пользователи также выразили осторожность в отношении перспективы привлечения новых инвесторов.
Владелица малого бизнеса Тиффани Чианчи, у которой более 300 000 подписчиков и почти четыре миллиона лайков на платформе, сказала, что надеется, что новые инвесторы сохранят тот же пользовательский опыт для таких предпринимателей, как она.
«Я надеюсь, что владельцы малого бизнеса будут защищены», — сказала г-жа Чианчи.
В TikTok заявили, что более семи миллионов малых предприятий в США продвигают свои товары и услуги на этой платформе.
«Я пока воздерживаюсь от суждений о том, сохранили ли мы это приложение для малого бизнеса», — добавила она.
Г-жа Чианчи заявила, что выбрала TikTok для продвижения своей продукции, потому что платформа предлагает распределение прибыли на более выгодных условиях, чем те, которые предлагают конкуренты, такие как Meta.
В течение последнего года г-жа Чианчи активно организовывала протесты в Вашингтоне и в TikTok, направленные на спасение приложения.






