Счетная палата Кыргызстана выявила неэффективное и нецелевое использование средств в проектах «Образование для будущего» и «Укрепление основ обучения»

Автор -

    Счётная палата Кыргызстана провела аудит эффективности мер, реализованных в рамках проектов «Образование для будущего» и «Укрепление основ обучения», направленных на обеспечение доступности школьного и дошкольного образования.

    По итогам аудита установлено, что направления проектов в целом соответствуют поставленным целям, однако выявлены недостатки управленческого, процедурного и технического характера.

    Основные выявленные проблемы:

    Внутренний контроль и документооборот организованы на недостаточном уровне. Несвоевременное предоставление информации, формальный приём-передача документов и неполное ведение журналов снизили уровень прозрачности и усложнили контроль за принимаемыми решениями.

    В процессе планирования и закупки компьютерного оборудования неоднократно вносились необоснованные изменения в технические задания. Ввиду того, что оборудование было закуплено до готовности цифровой образовательной платформы, не была обеспечена синхронизация мероприятий.

    В процедурах закупок выявлены противоречия и двойные стандарты на этапе оценки, а также отсутствие запросов в соответствующие государственные органы по проверке рисков поставщиков. Это повысило риск заключения договоров с недобросовестными поставщиками.

    Качество поставленного оборудования не соответствует требованиям. Установлено несоответствие технических характеристик компьютеров спецификациям, а также отсутствие протоколов тестирования при приёмке. Часть оборудования используется не полностью либо не по назначению.

    Была задержка в разработке цифровой образовательной платформы. Создание контента и платформы началось лишь после закупки оборудования. В результате техника использовалась не в полной мере, возник риск её морального устаревания.
    Система индикаторов носит преимущественно формальный характер и не отражает реального влияния цифровизации на результаты обучения.

    В части обучения учителей возможности государственной образовательной инфраструктуры использованы не полностью. В результате значительные объёмы средств были направлены на фасилитационные услуги общественных и частных организаций.

    При распределении оборудования в специализированных школах и по направлению STEAM предварительный анализ потребностей не проводился, вследствие чего в отдельных школах техника не использовалась вовсе.
    Выявлены факты нецелевого и неэффективного использования средств проектов, включая закупку оборудования с неподходящими компонентами, необоснованное распределение консультационных услуг и формальный характер управления контрактами.

    Общий вывод:

    Аудит показал, что, несмотря на направленность проектов на развитие сферы образования, системные недостатки в управлении, планировании и контроле снижают их эффективность и создают риски дополнительных бюджетных расходов.
    В связи с этим Счётная палата сообщает о передаче выявленных фактов неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств в соответствующие правоохранительные органы для дачи правовой оценки.

    Поделитесь новостью