Администрация Трампа требует от временного правительства Венесуэлы изгнать из страны всех подозреваемых шпионов и агентов спецслужб Китая, России, Кубы и Ирана, сообщил Axios со ссылкой на американского чиновника. Это требование не распространяется на обычный дипломатический персонал.
Президент Трамп предупредил, что несоблюдение требований временным лидером Делси Родригес может привести ко второй военной операции в стране.
По данным трех источников ABC News, знакомых с планом администрации, Белый дом выдвинул Каракасу два ключевых условия для увеличения добычи нефти. Во-первых, Венесуэла должна выгнать Китай, Россию, Иран и Кубу и разорвать экономические связи. Во-вторых, страна должна согласиться на эксклюзивное партнерство с США в нефтедобыче и отдавать Америке предпочтение при продаже тяжелой нефти.
Госсекретарь Марко Рубио заявил законодателям на закрытом брифинге в понедельник, что США могут заставить Венесуэлу выполнить требования, поскольку ее нефтяные танкеры заполнены. По оценкам Вашингтона, у Каракаса есть всего пара недель до финансовой несостоятельности без продажи нефтяных запасов.
Председатель сенатского комитета по вооруженным силам Роджер Уикер подтвердил в интервью ABC News, что план США строится на контроле над венесуэльской нефтью. «Правительство намерено контролировать нефть, взяв под контроль корабли, танкеры, и ни один из них не отправится в Гавану», — заявил Уикер. Он добавил, что Венесуэла не может больше добывать нефть, поскольку негде ее хранить и отправлять — танкеры заполнены и ожидают отправки в подходящее место.
При этом сенатор заявил, что план администрации не предполагает развертывания американских войск. «Это не вопрос присутствия войск на земле… Это просто не часть плана», — подчеркнул Уикер.
Во вторник вечером Трамп заявил, что временные власти Венесуэлы передадут США от 30 до 50 миллионов баррелей нефти для продажи по рыночной цене. Президент добавил, что будет лично контролировать полученные средства, «чтобы гарантировать их использование на благо народа Венесуэлы и Соединенных Штатов».
Высокопоставленный чиновник администрации заявил, что: «Президент говорит о применении максимального давления на оставшиеся элементы в Венесуэле и обеспечении их сотрудничества с Соединенными Штатами путем прекращения нелегальной миграции, остановки потоков наркотиков, восстановления нефтяной инфраструктуры и действий во благо венесуэльского народа».
В декабре Трамп приказал ввести «полную и всеобъемлющую блокаду всех подпадающих под санкции нефтяных танкеров, направляющихся в Венесуэлу и из нее». На вопрос журналистов о значении этой меры президент ответил: «Это просто блокада. Мы не позволим никому проходить, кто не должен проходить».
Захват Трампом нефтяных запасов Венесуэлы возродил дискуссию о «нефтедолларе», пишет экономический обозреватель Reuters Джейми МакГивер.
Вероятно, у США было много мотивов для захвата и ареста президента Венесуэлы Николаса Мадуро, но одним из мало обсуждаемых факторов могла быть озабоченность Белого дома по поводу угасания глобального влияния «нефтедоллара».
В настоящее время добыча нефти в Венесуэле составляет всего 1 миллион баррелей в сутки, но ее запасы, составляющие около 300 миллиардов баррелей (17% мировых запасов), являются крупнейшими в мире.
Дональд Трамп ясно дал понять, что США заинтересованы в использовании этого огромного потенциала. Однако сохранение всей будущей венесуэльской добычи в пределах влияния США может повлиять не только на энергетические рынки, но и на генерацию значительно большего количества нефтедолларов — инструмента, который долгое время помогал США поддерживать свое доминирование в мировой финансовой системе.
Термин «нефтедоллар» появился в середине 1970-х годов, когда США и Саудовская Аравия договорились, что мировые продажи нефти будут осуществляться в долларах. Это создало новый источник спроса на американскую валюту и укрепило стратегическую, экономическую и политическую мощь США.







