По данным иранских правозащитников, Иран планирует навсегда отключиться от глобального интернета, разрешив подключаться к сети только лицам, прошедшим проверку режима, сообщает The Guardian .
«Разрабатывается конфиденциальный план по превращению международного доступа в интернет в „государственную привилегию“», — говорится в отчете организации Filterwatch, отслеживающей интернет-цензуру в Иране, со ссылкой на ряд источников в Иране.
«Государственные СМИ и представители правительства уже дали понять, что это изменение носит постоянный характер, предупредив, что неограниченный доступ не вернется после 2026 года».
Согласно плану, иранцы, имеющие допуск к секретной информации или прошедшие правительственную проверку, получат доступ к отфильтрованной версии глобального интернета, заявил Амир Рашиди, руководитель организации Filterwatch. Всем остальным иранцам будет разрешен доступ только к национальному интернету: внутреннему, параллельному интернету, отрезанному от остального мира.
В Иране продолжается отключение интернета, начавшееся 8 января после 12 дней эскалации антиправительственных протестов. Тысячи людей погибли , хотя демонстрации, похоже, замедлились под тяжестью жестоких репрессий.
Из-за отключения интернета, одного из самых масштабных в истории и более длительного, чем отключение интернета в Египте в 2011 году во время протестов на площади Тахрир, из страны просачивается лишь ограниченная информация. Представитель правительства , как сообщается, заявил иранским СМИ , что международный интернет будет отключен как минимум до Новруза, персидского Нового года, 20 марта.
Бывший сотрудник Госдепартамента США, занимавшийся вопросами интернет-цензуры, заявил, что идея о том, что Иран может попытаться навсегда отключиться от глобального интернета, является «правдоподобной и ужасающей», но также и дорогостоящей.
«Не исключено, что они это сделают, но, наблюдая за развитием событий, можно сказать, что экономические и культурные последствия будут действительно колоссальными. И они могут переоценить свои силы».
Рашиди сказал: «Похоже, [власти] довольны нынешним уровнем интернет-связи и считают, что подобное отключение помогло им взять ситуацию под контроль».
Нынешнее отключение интернета в Иране является кульминацией 16-летних усилий по укреплению контроля режима над интернетом в стране. Одна из сторон этих усилий включает в себя сложную систему фильтрации интернет-трафика, позволяющую избранным получать доступ к глобальному интернету и блокирующую всех остальных — практика, известная как «белый список».
Вероятно, создание «белого списка» стало возможным благодаря технологиям, экспортируемым Китаем, заявили исследователи из Project Ainita и Outline Foundation, изучающие иранский интернет, которые попросили не называть их имен из-за репрессий Ирана в отношении исследователей цифровых прав. Это стало возможным благодаря высокопроизводительным промежуточным устройствам, которые подключаются к сетевым кабелям для мониторинга и манипулирования интернет-трафиком. Существующие коммерческие системы могут быть масштабированы таким образом, чтобы позволить властям проверять интернет-трафик целых стран — шпионить за отдельными пользователями, а также блокировать веб-сайты, протоколы и определенные VPN-инструменты.
«По сути, в каждой сети установлено цензурное оборудование, и правительство может блокировать соединения в обоих направлениях», — заявили они.
С другой стороны, существует национальная интернет-сеть Ирана, доступ к которой возможен только внутри страны. Она позволяет всем иранцам использовать ряд веб-сайтов и приложений, специально разработанных режимом, включая иранские мессенджеры , поисковые системы , навигационные приложения и сервис потокового видео , аналогичный Netflix. Эта сеть контролируется и практически не связана с более широкой сетью интернета.
Иран работает над созданием национального интернета с 2009 года, после того как власти ненадолго отключили интернет во время массовых протестов после переизбрания Махмуда Ахмадинежада и осознали, что полное отключение интернета повлечет за собой чрезвычайно высокие издержки.
«Они буквально выключили интернет, не задумываясь. Раньше они никогда так не делали», — заявили исследователи из Outline Foundation и Project Ainita. «Это фактически парализовало весь интернет и нанесло серьезный ущерб многим системам и на их стороне».
К 2012 году правительство создало Высший совет киберпространства и начало планировать создание раздробленного внутреннего интернета. Со временем власти начали совершенствовать свои методы отключения интернета – блокируя такие сервисы, как Facebook, Twitter и Google, во время протестов 2012 года, но оставляя другие экономически важные сервисы работающими.
Как утверждают исследователи из Project Ainita и Outline, в течение последующих 10 лет иранские власти использовали метод «кнута и пряника», чтобы заставить онлайн-компании, банки и интернет-провайдеров перенести свою ключевую инфраструктуру — центры обработки данных и офисы — внутрь страны. Власти предоставляли налоговые льготы тем, кто соглашался, и запрещали тем, кто отказывался, работать в Иране.
В 2015 году группа исследователей использовала биткойны для покупки серверного пространства в Иране и начала сканирование адресного пространства IP страны — диапазона адресов, выделенных устройствам в сети.
Они сделали поразительное открытие: Иран создавал внутреннюю интернет-сеть, полностью изолированную от внешнего мира, используя те же протоколы, что и для подключения внутренней сети корпоративного офиса или дома.
«Это как в офисе, когда у вас есть файловые серверы или системы управления персоналом, и если вы зайдете в кафе, вы не сможете получить к ним доступ, потому что они находятся во внутренней сети. Невозможно проложить маршрут наружу», — сказал один из исследователей.
Ирану это удалось. Национальная сеть интернета работала на протяжении всех протестов и теперь является единственным способом для большинства иранцев выйти в интернет. Она, вероятно, будет развиваться, но остается недоступной для внешних пользователей и не подключена к более широкой сети интернет.
Бывший сотрудник Госдепартамента США заявил, что возможности Ирана по контролю над интернетом, продемонстрированные в последние дни, весьма значительны и превосходят возможности некоторых других авторитарных режимов, которые, возможно, хотели бы сделать то же самое.
Однако еще предстоит выяснить, сможет ли Иран создать новую, постоянную онлайн-реальность. «Сообщество защитников цифровых прав справедливо бьет тревогу. Но последствия этого будут действительно серьезными для иранских властей, которые понесут ответственность за ущерб, нанесенный их экономике».







