Недавнее нападение боевиков группировки «Исламское государство — Хорасан» на граждан Китая в Афганистане вызвало вопросы о подоплеке случившегося. Аналитики считают, что мотивами могут быть политика Пекина в Синьцзяне и стремление лишить «Талибан» китайских инвестиций, пишет Озоди.
Прогремевший в этом месяце взрыв в китайском гостиничном комплексе с рестораном в Кабуле, ответственность за который взяло на себя подразделение группировки «Исламское государство», поднял вопросы не только о деятельности этой организации в контролируемом талибами Афганистане, но о том, что стоит за разворачивающейся кампанией, нацеленной на граждан Китая.
В результате теракта 19 января в ресторане Lanzhou в центре афганской столицы погибли по меньшей мере семь человек и 13 получили ранения, в том числе гражданин Китая. Ответственность за нападение вскоре взяла на себя организация «Исламское государство — Хорасан» («Вилаят Хорасан», или ИГ-Х), региональное отделение экстремистской группировки, которая заявила, что «включила граждан Китая в свой список мишеней» из-за проводимой Пекином политики в Синьцзяне, где по меньшей мере миллион уйгуров, казахов, кыргызов и представителей других тюркоязычных народов-мусульман были помещены в «лагеря перевоспитания».
«Джихадисты-экстремисты, которые считают Китай врагом мусульман, по-прежнему активны при правлении талибов, — говорит РСЕ/РС Майкл Семпл, эксперт по Афганистану и профессор Университета Квинс в Белфасте. — В результате Китай будет вынужден еще больше усилить меры безопасности для своих граждан».
Граждане Китая и раньше становились мишенями атак в Афганистане, в том числе со стороны ИГ-Х, но недавний теракт произошел на фоне масштабной серии атак, нацеленных на китайские интересы в соседних Пакистане и Таджикистане. По мнению аналитиков, нападения, вероятно, также направлены на снижение готовности Китая к инвестициям. С момента возвращения «Талибана» к власти в 2021 году талибы вступили в конфликт с ИГ-Х и рассматривают цели экстремистской группировки по созданию регионального халифата как угрозу своему собственному правлению в Афганистане.
«Сея страх, ИГ-Х стремится помешать китайским компаниям инвестировать, вести бизнес и добывать природные ресурсы в Афганистане, тем самым ослабляя » Талибан»», — считает Лукас Уэббер, аналитик исследовательской группы Tech Against Terrorism, отслеживающей террористическую деятельность.
КИТАЙЦЫ ПОД ПЕРЕКРЕСТНЫМ ОГНЕМ СОПЕРНИЧЕСТВА ТАЛИБОВ И ИГ-Х
На фоне жестких санкций Китай стал одним из важнейших дипломатических и экономических партнеров «Талибана» с момента возвращения группировки к власти. При этом Пекин официально не признал правительство талибов законной властью.
Сотрудничество сделало граждан Китая — от инженеров до владельцев ресторанов — видимыми символами легитимности талибов и привлекательными целями для боевиков ИГ-Х, которые стремятся найти трещины в заверениях «Талибана» о безопасности.
Майкл Семпл утверждает, что, нападая на граждан Китая, ИГ-Х, возможно, пытается также направить талибам месседж, что группировка «по-прежнему способна успешно совершать нападения», несмотря на продолжающиеся усилия по ее вытеснению из Афганистана и ослаблению.
Недавняя атака также ставит под сомнение заявления талибов о том, что «Исламское государство» не присутствует в Афганистане и ее ячейки ликвидированы.
В апреле 2024 года официальный представитель «Талибана» Забиулла Муджахид заявил в аудиосообщении, которое транслировали в эфире контролируемых талибами телеканалов и радиостанций, что ИГ-Х больше не представляет угрозы в Афганистане.
Политический обозреватель Сами Юсуфзай говорит, что заявления талибов лишь отчасти соответствуют действительности. У ИГ-Х сейчас нет «баз внутри Афганистана, что ограничивает возможности по совершению частых нападений».
Группировка ИГ-Х активна в Пакистане и Таджикистане, где ее мишенью тоже становятся граждане Китая. В ноябре в Таджикистане в результате двух отдельных нападений недалеко от афганской границы погибли пять китайских рабочих и еще пять получили ранения.
Власти Таджикистана заявили, что нападения совершались с территории Афганистана, а министр иностранных дел в правительстве талибов Амир Хан Муттаки пообещал оказать содействие Душанбе в расследовании инцидента.
После нападений представитель правительства «Талибана», говоривший с Афганской службой РСЕ/РС на условиях анонимности, заявил, что силы талибов недавно совершили рейд на пристанище боевиков ИГ-Х на севере Афганистана, недалеко от границы с Таджикистаном. Он заверил, что рейд связан с ноябрьскими нападениями на китайских рабочих.
НАЦЕЛЕННАЯ ПРОТИВ КИТАЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ КАМПАНИЯ
Группировка ИГ-Х появилась в 2015 году. Ее костяк сформировали пакистанские боевики во главе с бывшим командиром талибов в Пакистане Хафизом Саидом Ханом, недовольные действиями «Талибана». Впоследствии группировка расширила свою деятельность на Афганистан.
Группировка совершала нападения на граждан Китая в Афганистане, взяв на себя ответственность взрыв в 2022 году в принадлежащем китайцам отеле в Кабуле. Она активизировала свою вербовку и пропагандистскую деятельность после возвращения талибов к власти.
«В преддверии возвращения «Талибана» к власти различные неофициальные СМИ, связанные с ИГ-Х, выпускали видеоролики, брошюры и онлайн-плакаты с критикой и угрозами в адрес Китая», — отмечает Уэббер. — Эта деятельность была в значительной степени связана с дипломатическими отношениями талибов с Китаем».
Он говорит, что ИГ-Х продолжает эти усилия и выражает готовность и дальше нападать на граждан Китая по мере углубления соперничества группировки с «Талибаном» и роста ее региональных амбиций.
«Группировка [ИГ-Х] ранее заявляла о взрывах, а ее пропагандистское подразделение выпускало предупреждения на узбекском языке о возможных нападениях на китайские энергетические объекты в Центральной Азии, — напоминает Уэббер. — Трансграничные нападения также возможны, поскольку повстанческие и криминальные группировки все чаще нападают на граждан Китая».








