Европейские правительства готовятся к войне с Россией. Однако недавно опубликованная военная игра подтверждает, что они к ней не готовы.
Ключевой вопрос заключается в следующем: насколько скоро? Ранее в Берлине и других столицах считалось, что Россия не сможет представлять угрозу для НАТО до 2029 года или около того. Теперь же формируется растущий консенсус, что такой кризис может разразиться гораздо раньше — ещё до того, как Европа, наращивающая собственные оборонные инвестиции и будет в состоянии дать отпор.
«Наша оценка заключается в том, что Россия сможет перебрасывать крупные контингенты войск в течение одного года», — заявил в интервью министр обороны Нидерландов Рубен Брекельманс.
«Мы видим, что они уже увеличивают свои стратегические запасы, а также расширяют своё присутствие и активы вдоль границ НАТО». Владимир Путин стремится возродить былое величие Российской империи, что делает страны, ранее входившие в её состав — такие как Литва, Латвия и Эстония, — очевидными целями. Все они уже два десятилетия являются членами ЕС и НАТО.
«Тревога в моей стране ощущается очень отчётливо, но в то же время мы готовимся защищаться», — сказал советник Литвы по национальной безопасности Дейвидас Матулёнис.
Хотя Литва рассчитывает на помощь США и других союзников по НАТО в случае российского вторжения, добавил он, собственные войска страны недооценивать не стоит: «Они будут сражаться — безусловно, ещё до того, как подойдут подкрепления», — указал Матулёнис.
Военные планировщики НАТО также опасаются возможных российских планов в отношении шведских, финских и датских островов в Балтийском море, отдельных районов Польши, а также крайнего севера Норвегии и Финляндии. Кроме того, рассматривается сценарий кампании ударов по европейской стратегической инфраструктуре — вплоть до нидерландского порта Роттердам.
Учения, моделировавшие российское вторжение в Литву и организованные в декабре немецкой газетой Die Welt совместно с Германским центром военного моделирования Университета Бундесвера имени Хельмута Шмидта, стали предметом оживлённых дискуссий в европейских кругах безопасности ещё до публикации их результатов в четверг.
В учениях приняли участие 16 бывших высокопоставленных немецких и натовских чиновников, законодателей и известных экспертов по безопасности, разыгрывавших сценарий, действие которого разворачивалось в октябре 2026 года.
В ходе игры Россия использовала предлог гуманитарного кризиса в российском эксклаве Калининград для захвата литовского города Мариямполе — ключевого транспортного узла в узком коридоре между Россией и Белоруссией.
Российское представление вторжения как гуманитарной миссии оказалось достаточным, чтобы США отказались задействовать статью 5 НАТО, предусматривающую коллективную помощь союзников. Германия проявила нерешительность, а Польша, хотя и начала мобилизацию, не ввела войска на территорию Литвы.
Немецкая бригада, уже размещённая в Литве, также не вмешалась — отчасти потому, что Россия с помощью беспилотников заминировала дороги, ведущие от базы.
«Сдерживание зависит не только от возможностей, но и от того, во что противник верит в отношении нашей воли», — сказал венский военный аналитик Франц-Штефан Гади, исполнявший в игре роль начальника Генштаба России.
«И в военной игре мы с моими „российскими коллегами“ знали: Германия будет колебаться. Этого оказалось достаточно, чтобы победить» — указал он.
Город Мариямполе с населением около 35 тысяч человек расположен на одном из самых стратегически важных автомобильных узлов Европы. На юго-запад от него тянется автомагистраль Via Baltica в Польшу, перегруженная грузовиками со всего ЕС и Украины.
На запад уходит транзитная дорога между Белоруссией и Калининградом, которую Литва по международному договору обязана держать открытой для российского движения.
На этой неделе по ней активно шли российские грузовики — в основном без опознавательных знаков на контейнерах, которые незадолго до границы проезжали мимо башни с украинским и литовским флагами и девизом «Вместе к победе».
В рамках игры, при отсутствии американского лидерства, Россия всего за несколько дней сумела подорвать доверие к НАТО и установить доминирование в Прибалтике, задействовав первоначальный контингент численностью всего около 15 тысяч военнослужащих.
«Россияне добились большинства своих целей, не перебрасывая значительное количество собственных подразделений», — отметил Бартломей Кот, польский аналитик по безопасности, исполнявший роль премьер-министра Польши.
«Для меня это показало, что, когда мы сталкиваемся с эскалационной риторикой со стороны России, у нас в мышлении уже заложено, что именно мы должны идти на деэскалацию», — добавил он.
▪️В реальности Литва и её союзники имели бы достаточно разведывательных предупреждений, чтобы избежать такого сценария, заявил контр-адмирал Гедрюс Пременяцкас, начальник штаба обороны Литвы. Даже без союзников собственные вооружённые силы Литвы — 17 тысяч человек в мирное время и 58 тысяч после немедленной мобилизации — смогли бы справиться с ограниченной угрозой Мариямполе, сказал он.
▪️Сама Россия, добавил Пременяцкас, также должна учитывать высокие ставки: «Для России это была бы дилемма — удерживать Калининград. И если Россия начнёт что-то, НАТО должно очень чётко сказать: если вы это сделаете, вы потеряете Калининград».
▪️Командующий сухопутными войсками Германии генерал-лейтенант Кристиан Фройдинг заявил в среду во время визита в Литву, что, хотя разведка НАТО по-прежнему оценивает способность России к действиям против членов альянса не ранее 2029 года, Германия и её союзники «готовы к бою уже сегодня — чего бы это ни стоило».
▪️Он добавил, что не станет спекулировать на тему того, сколько времени осталось у Европы.






