Электронные подписи для обмена документами между странами ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Армения) получат единую верификацию. Отдельные разработки уже тестировали участники объединения, но они так и не приобрели официального статуса, а теперь документы, передаваемые по интернет-каналам, получат юридическую силу, сопоставимую с бумажными. Об этом говорится в подготовленных Минцифры России проектах постановления правительства, которые размещены для общественного обсуждения на портале нормативных правовых актов в начале марта, пишут Ведомости.
Минцифры РФ вынесло на общественное обсуждение два положения: о государственной информационной системе (ГИС) «Интеграционный шлюз» (ИШ) и о ГИС «Доверенная третья сторона» (ДТС) интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ИИС ЕАЭС). ИШ представляет собой «транспортный» канал, с помощью которого по запросу информация передается от российских органов власти другим членам ЕАЭС и наоборот, следует из документа. ДТС используется для проверки достоверности иностранных электронных подписей, которыми визируют информацию другие члены ЕАЭС.
ИИС ЕАЭС – это система межгосударственного информационного обмена между пятью странами, образованная в мае 2014 г. Она позволяет участникам обмениваться сведениями в сфере таможенного регулирования, ветеринарного и фитосанитарного контроля, обращения лекарственных средств. Например, с помощью ее можно регулировать перемещения на границах или формировать общие базы по отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарствам. В апреле 2023 г. Минцифры РФ искало разработчика для создания российского сегмента системы на сумму 42,5 млн руб., писали «Ведомости». Победителем стал подведомственный министерству НИИ «Восход».
Обе ГИС с конца года находятся в режиме опытной эксплуатации, уточнил представитель Минцифры. Положения определяют их юридический статус, следует из его слов.
ГИС ДТС проверяет действительность иностранной электронной подписи и, как следствие, юридической значимости информации в документе, объясняет советник генерального директора – начальник удостоверяющего центра «Газинформсервиса» Сергей Кирюшкин. Согласно 63-ФЗ «Об электронной подписи», ДТС – это юридическое лицо, а сервис проверки электронной подписи может оказывать и удостоверяющий центр, напоминает Кирюшкин. ИШ представляет собой вторичную ГИС, которая должна обеспечить взаимодействие между национальным сегментом и ИИС ЕАЭС, уточняет он.
В январе 2025 г. НИИ «Восход» выиграл и электронный конкурс Минцифры на оказание услуг по техническому сопровождению и обеспечению функционирования государственного ИШ национального сегмента в ИИС ЕАЭС на сумму 37,3 млн руб., писал CNews в январе. Общие затраты России на цифровизацию ЕАЭС в период с 2019 по 2024 г. составили 580 млн руб., из которых 411 млн руб. были направлены на подключение федеральных органов исполнительной власти к национальному сегменту интегрированной системы.
Сегодня пространство ЕАЭС движется к полному цифровому межгосударственному взаимодействию, отмечает автор Telegram-канала «ГОС ИТ Богатырева» Людмила Богатырева. Это подразумевает оцифровку обмена ветеринарными сопроводительными документами, информационное обеспечение транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе ЕЭК и др., где самым важным является признание юридически значимых электронных документов, подчеркивает она.
Основная сложность в рамках межгосударственного сотрудничества заключается в том, что каждая страна имеет свои требования к удостоверяющим центрам, которые выдают электронные подписи, указывает Богатырева. Кроме того, каждая страна по-своему относится к признанию таких подписей. Из-за этого документы, подписанные в одной стране, могут не признаваться в другой, поскольку не соответствуют ее стандартам, обращает внимание эксперт.
Чтобы перейти от этой схемы к полному цифровому взаимодействию, необходимо решить вопросы совместного признания электронных подписей и документов, соглашается Богатырева. «Часто бессмысленно выдавать такие документы в электронной форме, поскольку они просто не признаются другими странами. В таких случаях действует установленная процедура: необходимо обратиться к нотариусу для получения апостиля, перевести документ на иностранный язык и затем представить его органам власти или контрагентам за рубежом», – напоминает она.
Для России и большинства стран ЕАЭС задача усложняется тем, что для электронной подписи используются национальные криптографические стандарты, несовместимые со стандартами других стран, говорит Кирюшкин. Белоруссия, Казахстан, Армения и Кыргызстан, как и Россия, ведут работу над созданием своих национальных сегментов интегрированной системы. В частности, Казахстан активно развивает цифровую платформу «Цифровой Казахстан», которая включает интеграционные модули для работы с ЕАЭС, говорил в конце 2024 г. TAdviser основатель и гендиректор «Группа-А» Георгий Габолаев. Белоруссия внедряет элементы единой системы электронного документооборота, что упрощает взаимодействие в рамках ЕАЭС. Кроме того, с Минском подписаны соглашения о взаимном признании электронных подписей, что легализует использование ДТС в обеих странах. Армения и Кыргызстан внедряют системы для цифровизации госуслуг и налогообложения, которые в перспективе интегрируются с общей платформой ЕАЭС.
Участники ЕАЭС уже проводили пилотные работы по применению ГИС ДТС в межгосударственном электронном документообороте, отметил управляющий директор «Цитрос» компании SL Soft (ГК Softline) Кирилл Соколов. Например, были реализованы проекты между Белоруссией и Казахстаном, а также между Белоруссией и коммерческой российской ДТС. Вероятно, пилоты были признаны успешными, что и послужило основанием для принятия решения о публикации документа Минцифры, допускает эксперт. В России уже существуют технические средства для организации ДТС – например, от интегратора «Газинформсервис».
Необходимо выполнить огромный объем работы, проанализировать все информационные системы, договориться и привести их к единому стандарту, в том числе информационной безопасности (ИБ), согласовать все технические и юридические нюансы, перечисляет менеджер по развитию UserGate Александр Луганский. С точки зрения приоритизации на первое место можно поставить механизмы верификации пользователей, обеспечения доступа и прозрачности для всех стран – участниц ЕАЭС. Не стоит исключать и риски ИБ, которые характерны как и для любой государственной информационной системы, поэтому нужна кооперация ИБ-подразделений на международном уровне.