Предпринимательство в Кыргызстане последнее время набирает свои обороты. Молодежь активно вовлекается в среду бизнеса и стартапов. С одной стороны это западное веяние успешных людей, с другой стороны желание быть финансово благополучным.
В ежегодном летнем лагере бизнес-лидерства успешные отечественные предприниматели в течение недели делились опытом, рассказывали молодому поколению свои истории построения собственного дела, вспоминали, с какими трудностями они сталкивались, какие знания необходимы для эффективной работы.
Как оказалось, финансовое благополучие — не единственная причина, по которой, молодежь стремится в предпринимательство. Молодыми активистами движет желание быть полезными обществу.
Молодая студентка из Оша Айгерим Сакенова, как и большинство активных молодых людей южной столицы, долгое время занималась социальными проектами. Позже пришло осознание того, что социальные проекты одноразовые, а значит безперспективные. У Айгерим появилось желание заниматься своим делом, которое бы приносило не только пользу обществу, но и собственный доход.
«Предпринимательство позволило мне убить одним выстрелом двух зайцев. Я открыла обучающий языковой центр. Помогаю молодым людям развиваться, даю консультации, как уехать за рубеж. С другой стороны, я обеспечиваю себя самостоятельно. Языковой центр принесет больше пользы, чем социальные проекты, в которых я раньше участвовала. Это долгосрочное дело, которое приносит удовольствие и прибыль », — поделилась Айгерим.
Среди молодых и активных нашлись и те, кто хочет развивать бизнес и общество интеллектуальным методом. Путем развития собственных идей внедрять их и в общество. В настоящее время в мировом пространстве много информационного мусора, среди которого теряется хорошая реклама полезных для общества услуг.
Данияр Эмилов студент 3 третьего курса из Бишкека долгое время не мог занять свою нишу. В поисках необычных услуг, Данияр нашел путь распространения нужной информации интерактивным путем – создание инфографики.
«Для меня предпринимательство, прежде всего самовыражение, я могу реализовывать свои идеи. Вошел в эту деятельность по той причине, что я просто хотел приобрести продукцию компании Apple — Macbook, iPhone и iMac. Знаю, глупая причина. Потом глупая причина стала перерастать в метафизическую форму. Я понял, что у нас в Кыргызстане нет нормальной информативной рекламы. Даже если она существует, то теряется среди огромного потока ненужной информации. Инфографика не новшество для страны, но людям нравится узнавать что-нибудь новое в необычном формате. Инфографика заставляет человека анализировать, думать и принимать верные решения. Отсюда и определение инфографики, как интеллектуальной рекламы», — поделился Данияр Эмилов.
Кыргызстанскую молодежь беспокоят не только проблемы правильной подачи информации, но и проблемы быта. Жительница Ошской области города Ноокат обратила внимание на проблемы семей с новорожденными детьми. Мамат кызы Бубусалима в свои 19 лет решила заняться развитием швейной промышленности в Ошской области. Начать свое дело Бубусалима решила с пошива одежды для новорожденных.
«В моем городе Ноокат существует спрос на одежду для новорожденных. Местные жители покупают привозной товар и переплачивают за него деньги. Есть возможность производить продукцию на местном уровне и продавать дешевле. Мой интерес состоит не только в денежном благополучии, но в помощи моему народу. С таким началом я надеюсь на дальнейшее развитие швейной сферы. Ведь самое главное любить то, что ты делаешь», — добавила Мамат кызы Бубусалима.
Стать успешными предпринимателями молодежь подвигло много факторов, но среди различных причин, нашлась одна необычная – нежелание быть чиновником. Молодой парень Нурмухаммед Аташбаев с детства хотел работать в государственной структуре, занимать управленческие позиции, но отношение общества к политикам поменяло его взгляды на выбор деятельности. Как оказалось, нести изменения в жизни общества можно не только будучи на позиции в органах власти.
«В нашей стране не любят чиновников. Я понимаю, не все они плохие, просто складывается такой стереотип. Я хочу финансовой независимости, заняться собственным делом, которое будет приносить мне доход. Предпринимательство – путь для самореализации. Таким образом, я могу внести значимые изменения в общество. Знаете, мной скорее движет желание внести изменения в мир вокруг меня. Говорят ведь: «Начни с самого себя и тогда мир вокруг тебя изменится». Я так и поступаю, когда запускаю собственное дело», — поделился Нурмухаммед Аташбаев.
Одним из основных преград для начала собственного дела для молодого поколения является вопрос мотивации, зачастую молодежи не хватает не только профессиональных знаний, но и веры в собственные силы. Черпать вдохновение они могут лишь у старшего поколения, которое может показать им достойный пример и помочь в пополнении знаний по сфере.
Молодые начинающие предприниматели рассказали, что больше всего их мотивируют реальные истории отечественных бизнесменов. С чего начиналось дело, какие ошибки были совершены, и как их можно избежать. Казалось бы, истории все схожи. У всех бизнесменов один путь к успеху, но каждая история несет в себе иной смысл.
«Мы слушали историю, нашего соотечественника. Как оказалось, он разорялся три раза. Сейчас он успешный человек в своем деле. Такая история многому учит. Прежде всего, учиться на своих же ошибках. Так как ничего лучше не запоминается, как собственный провал в деле. Также сильный дух. Каждый раз, вкладывая деньги, он рисковал. И то, что он разорялся три раза, и после этого всего равно вставал на ноги, говорит о силе воли человека и, конечно же, вдохновляет», — отметила Айгерим Сакиева.
Возраст молодых начинающих предпринимателей, участвовавших в лагере бизнес-лидерства, — 19-20 лет. Это небольшой сегмент активной молодежи, которой небезразлична не только своя жизнь, но и судьба своего народа.