На прошлой неделе в Кыргызстане отметили Всемирный день книги. Празднование включило в себя множество мероприятий, направленных на популяризацию чтения среди кыргызстанцев. K-News стало интересно, как обстоят дела с культурой чтения у студентов – будущего нашей страны. О том, что привлекает молодежь в эпосе «Манас» и что искать у жанра фэнтези, рассказал заведующий кафедрой Истории и теории литературы Кыргызско-Российского Славянского университета доктор филологических наук Бахтияр Койчуев.
— Скажите, что любят читать ваши студенты , а за что берутся неохотно?
— Заметил одну вещь – с большим трудом читают вещи, отстраненные от нас в веках. Чем древнее произведение, тем меньше интереса оно вызывает. Например, древнеегипетскую литературу, «Книгу мертвых» читает только человек, который увлекается этим. «Одиссею» или «Илиаду» – именно художественный текст, а не краткий пересказ – прочитают с меньшим удовольствием, чем современное произведение. А если говорить о жанрах, как ни странно, поэзию читают меньше всего.
— Среди таких, отдаленных от нас в веках, мне очень понравился эпос «Беовульф»…
— Тоже задаю его читать, но я бы не сказал, что героический эпос хорошо читается. Если читают, то только отдельные личности. Но если есть задание и прочитать нужно, то обычно и он находит какой-то отклик. Вот у нас на кафедре еще читают лекции по манасоведению. И эпос «Манас» читают, потому что вынуждены. Но по мере того, как начинают читать, как ни странно для студентов, им начинает нравиться. Они понимают, что это художественный текст, что в нем есть и психологические коллизии, есть и драматические коллизии, что это, оказывается, еще и интересно.
Нельзя сказать однозначно, но нужна определенная мотивация, чтобы привести студента к книге. Говорить, чтобы заставить через силу, – неверно. Если опять вернуться к «Манасу», то для читателя здесь прозрачно и понятно: государственная идеология, президентский указ, и волей-неволей у учеников появляется мотивация. Поэтому разумно было бы делать нормальную программу: школьную, университетскую, куда включать тексты, которые студенты будут читать.
— Что бы вы добавили в программу, а что исключили?
— Программу я корректирую каждый год. В этом году добавил как раз немного: «Музей невинности» и «Снег» Орхана Памука. Хотел добавить других нобелевских лауреатов: Джона Максвелла Кутзее, Эльфриду Елинек, но сомневаюсь, поймут ли студенты, либо увидят только скандальный ряд. В общем, я тоже в сомнениях и поисках.
— А что ваши студенты рвутся читать?
— Любят фэнтези, очень любят мелодрамы. А если брать вообще, любят книги практические. Например, «Как заниматься бизнесом», «Как строить отношения с людьми». Из художественных текстов предпочитают малые жанры. Большой роман, если он не раскрученный, будут читать достаточно неохотно. Это зависит даже от разных социальных групп, к которым студенты принадлежат.
— Плохо ли это – любовь к подобным произведениям?
— Не всегда. Нельзя ответить однозначно, но мыльные оперы, которые можно отнести к сентиментализму, это конечно, чтение для домохозяек, которым нечего делать. Но я знаю сериалы, которые побудили интерес к классической литературе. Например, «Идиот» Достоевского. Все изучали «Идиота» в школе, но никто его не читал, потому что это было скучно и заставляли, но, посмотрев кино, многие вернулись к книге. Недавно был случай, что молодежь стала читать Фицджеральда. Просто посмотрели фильм «Великий Гэтсби». Связь между различными видами искусства существует. Другое дело, когда пишут книги по сериалам и мыльным операм. Это явление не литературы, а массовой культуры.
— А что вы думаете о жанре фэнтези?
— На самом-то деле тут есть две стороны. Если с психофизической стороны, то прагматическому потребительскому обществу не хватает чуда, фантастики. В этом отношении потребительское общество дает человеку то, что ему нужно. Другое дело, что, обратившись к жанру фэнтези, можно написать действительно интересную вещь и приподнять его до искусства. Ну и с экономической точки зрения – это прибыльно. Да, это определенный уровень культуры общества, но… В обществе всегда было массовое искусство. Начиная с XVII века массовая и элитарная литература всегда достаточно далеко стояли друг от друга. И нельзя требовать от всех, чтобы читали только высокое искусство.
— Какие образцы фэнтези – искусство?
— Фэнтези мы читали со студентами и даже писали дипломные и квалификационные работы по зарубежным и русским произведениям. Например, Джона Р. Р. Толкиена, Урсулы ЛеГуин, Марии Семеновой и братьев Бориса и Аркадия Стругацких. Впрочем, Стругацкие, конечно, выходят за рамки данного жанра.
— Какие современные книги вы посоветуете прочитать?
— Относительно современных книг – напомню Вольтера: все жанры хороши, кроме скучных. Мне нравится латиноамериканская и японская литература. Из европейской в последнее время интереснее французская и немецкоязычная литература. Из русской литературы стараюсь читать те произведения, которые получили наиболее престижные литературные премии. Иначе за литературным процессом трудно уследить, уж очень он сегодня разнообразен!
— Можно ли составить портрет современного студента на основе его литературных предпочтений?
— Студенты читают, стремятся читать, главное – достучаться до них. К сожалению, в вузы приходят с достаточно плохой культурной базой, но я не теряю надежды. Думаю, что все будет нормально.