Атамбаев подписал решение Совета обороны по миграционной реформе

Автор -
1200

Президент Алмазбек Атамбаев сегодня, 12 июля, подписал решение Совета обороны КР «О мерах по регулированию миграционных процессов в республике в современных условиях», принятое на заседании 4 июля 2016 года.

«Решение Совета обороны «О мерах по регулированию миграционных  процессов в республике в современных условиях»

Совет обороны Кыргызской Республики отмечает, что миграционные процессы в настоящее время служат не только инструментом перераспределения трудовых ресурсов, но и сферой, во многом определяющей тенденции в развитии межгосударственных отношений и внутреннюю ситуацию во многих странах.

Анализ миграционной ситуации в Кыргызстане  свидетельствует об имеющихся существенных проблемах системного характера, обусловленных практическим отсутствием полного контроля и учета как внутренней, так и внешней миграции, а также связанных с постоянно растущим числом прибывающих в республику иностранных граждан, что является в определенной степени следствием либерального национального законодательства. Но даже эти законодательные акты, в частности Закон Кыргызской Республики «О внешней миграции», постановления правительства Кыргызской Республики «Об утверждении  Положения о порядке регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Кыргызской Республики» от 2 мая 2008 года №200 и «Об утверждении Перечня иностранных государств, на граждан которых не распространяется упрощенный визовой режим» от 7 февраля 2009 года №87, не исполняются в должной мере.

Совет обороны Кыргызской Республики обращает внимание государственных органов на недопустимость ситуации, когда при   4-4,5 миллиона  въезжающих ежегодно в республику иностранцев  регистрируются всего 3% от их общего числа.  В условиях использования новых нетрадиционных форм воздействия насильственного характера на страны в виде «гибридных» войн наличие значительного количества незарегистрированных иностранцев создает реальную угрозу  национальной безопасности.

По данным Государственной службы миграции при правительстве Кыргызской Республики, трудовую и предпринимательскую деятельность за пределами республики осуществляют свыше 700 тысяч наших граждан. Основное число трудящихся-мигрантов из Кыргызстана на конец 2015 года пребывает в Российской Федерации – 530 тысяч человек (по данным ФМС России), в Казахстане – 114 тысяч (по данным Департамента миграционной полиции МВД Казахстана), в Южной Корее – 15 тысяч, Турции – 10 тысяч человек. В их число также необходимо включить наших граждан, пребывающих в России нелегально, численность которых может достигать, по экспертным оценкам, 100 тысяч человек.

На фоне сложной социально-экономической ситуации и недостатка орошаемых сельскохозяйственных земель на юге республики и неразвитой системы ирригационных сооружений сохраняется  поток внутренней миграции на север республики. В связи с чем Чуйская область и город Бишкек стабильно пополняются внутренними мигрантами, в то время как остальные регионы теряют свое население. За годы независимости, по официальным данным, свое постоянное место жительства в республике сменили более 1,5 миллиона человек. По статистике, численность населения в столице в 2015 году достигала 970,5 тысячи человек, по экспертным оценкам – свыше 1,5 миллиона человек. В то же время мощности инфраструктурных систем города Бишкека не в состоянии уже обеспечивать потребности значительно возросшего населения и требуют огромных капиталовложений для их реконструкции и расширения.

В результате роста населения в период 5-10 лет накапливается критическая масса людей, которые не имеют земельных наделов для строительства индивидуального жилья. В 2005 и 2010 годах это вылилось в самозахват земель вокруг города Бишкека, в других местах и последующее незапланированное обустройство этих поселений на бюджетные средства.

Совет обороны Кыргызской Республики считает, что  без  принятия неотложных мер по подъему жизненных условий и экономики во всех регионах республики этот процесс будет продолжаться. При этом проблемы доступа к услугам, которые законодательно связаны с местом жительства граждан, но не с местом пребывания, не решаются, меняя место проживания или жительства в целях поиска работы, они лишаются возможности реализовать право на получение базовых гарантированных услуг здравоохранения, образования, социальной защиты.

Особой проблемой, требующей пристального внимания государства, является миграция из приграничных территорий. Наибольшее количество населенных пунктов, относящихся к приграничным территориям и испытывающих вышеперечисленные проблемы, находится в Баткенской, Джалал-Абадской и Ошской областях.

Принимая во внимание значительную роль миграционных процессов в социально-экономическом развитии и обеспечении национальной безопасности  страны, Совет обороны Кыргызской Республики

РЕШИЛ:

  1. Принять к сведению доклады вице-премьер-министра Кыргызской Республики Г.К. Кудайбердиевой и председателя Государственной службы миграции при правительстве Кыргызской Республики Б.А. Адылова по данному вопросу.
  2. Определить главным направлением миграционной политики государства на период до 2030 года значительное повышение занятости населения во всех регионах республики и сокращение внутренней и внешней миграции.
  3. Считать приоритетной задачей органов власти и управления Кыргызской Республики обеспечение развития экономики на приграничных территориях, в первую очередь в южных областях республики.
  4. Рекомендовать президенту и правительству Кыргызской Республики привлечь долгосрочные льготные кредиты на реализацию ирригационных проектов, в первую очередь в  приграничных областях.
  5. Рекомендовать Жогорку Кенешу и правительству Кыргызской Республики пересмотреть нормативную правовую базу и принципы внешних заимствований с учетом привлечения кредитных ассигнований для решения особо важных социально-экономических проблем.
  6. Секретариату Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики (НСУР) до 1 октября 2016 года на основе Демографического прогноза до 2050 года и Концепции регионального развития, разрабатываемых Министерством экономики КР, подготовить демографическую политику государства на долгосрочный период.
  7. Правительству Кыргызской Республики:
  • в течение двух месяцев в рамках Координационного совета по вопросам миграции разработать и внедрить механизмы координации и взаимодействия между государственными органами в рамках управления миграционными процессами, а также в целях выявления нарушителей миграционного законодательства и принятия соответствующих мер;
  • во втором полугодии 2016 года ускорить принятие нормативного правового акта, предусматривающего внесение  изменений и дополнений в Порядок оформления и выдачи виз Кыргызской Республики, утвержденный постановлением правительства КР от 10 марта 2009 года №156, в части усиления контроля и упорядочения процессов их оформления и выдачи, в том числе введения электронной визы с учетом предложений Координационного совещания государственных органов при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики по устранению коррупционных рисков в системе внешней миграции;
  • ежегодно в соответствии с международными договорами и требованиями нормативных правовых актов Кыргызской Республики пересматривать структуру квот на привлечение иностранной рабочей силы в необходимых пропорциях между странами в интересах развития экономики республики и укрепления сотрудничества с отдельными из них с учетом необходимости обеспечения занятости местного населения  и предусмотреть механизмы контроля за реализацией квот;
  • до конца 2016 года пересмотреть с учетом международного опыта условия получения права на жительство в Кыргызской Республике иностранными гражданами и внести соответствующее предложение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики;
  • в третьем квартале 2016 года внести предложения по изменению порядка составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, направленные на выравнивание уровней развития регионов республики и инфраструктурного обеспечения миграционного роста населения отдельных из них;
  • в четвертом квартале 2016 года  на основе внесения изменений в действующее законодательство определиться с механизмами предоставления преференций иностранным и отечественным инвесторам по реализуемым проектам в слаборазвитых регионах республики в целях обеспечения более высокой занятости населения;
  • до конца 2016 года рассмотреть вопрос о создании специального фонда с привлечением заемных кредитных средств для поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • до 1 октября 2016 года разработать и принять к реализации Национальный проект по развитию приграничных территорий на период 2017-2023 годы в целях обеспечения их динамичного социально-экономического развития и закрепления на приграничных территориях населения;
  • до конца 2016 года с учетом Демографического прогноза до 2050 года и демографической политики государства на долгосрочный период разработать и утвердить в установленном порядке Концепцию миграционной политики Кыргызской Республики до 2030 года;
  • до конца 2016 года разработать и принять обновленную Программу содействия занятости и регулирования внешней и внутренней трудовой миграции до 2021 года с учетом изменений в миграционной политике государства, импортозамещения и размещения госзаказов на отечественных предприятиях.
  1. Государственному комитету национальной безопасности Кыргызской Республики совместно с Министерством иностранных дел КР, Государственной пограничной службой, Государственной регистрационной службой при правительстве КР, Государственной миграционной службой при правительстве КР и Государственным комитетом информационных технологий и связи в срок до 1 октября 2016 года завершить работы по внедрению Единой системы учета внешней миграции (ЕСУВМ) в целях систематизации и обеспечения эффективного миграционного контроля за счет формирования единого межведомственного информационного пространства по учету и контролю въезда (выезда) резидентов и нерезидентов на (с) территорию Кыргызской Республики.
  1. Министерству иностранных дел Кыргызской Республики:
  • до конца 2016 года подведомственным загранучреждениям провести информационно-разъяснительную работу о необходимости постановки на консульский учет граждан Кыргызской Республики, находящихся за рубежом, в том числе трудовых мигрантов;
  • до конца четвертого  квартала 2016 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Кыргызской Республики разработать проект закона КР «О внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «О внешней миграции» в части создания паритетной основы и применения принципа взаимности при прохождении обязательной регистрации в уполномоченных органах Кыргызской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства во время их пребывания на территории КР.
  1. Государственной регистрационной службе при правительстве Кыргызской Республики, Министерству иностранных дел, Государственной пограничной службе и Государственному агентству по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве КР:
  • к 1 февраля 2017 года создать автоматизированную систему персонифицированного учета населения, актов гражданского состояния и миграции населения (АСПУ);
  • в четвертом квартале 2016 года разработать и внедрить механизмы координации работ по ведению точного учета и регистрации населения  и недвижимости.
  1. Министерству труда и социального развития Кыргызской Республики, Государственному агентству по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при правительстве КР в двухмесячный срок определить механизмы обязательного оформления попечительства над детьми трудовых мигрантов в целях повышения ответственности родителей.
  2. Министерству образования и науки Кыргызской Республики:
  • рассмотреть вопрос о введении уроков труда в старших классах общеобразовательных учреждений для получения выпускниками рабочих специальностей наряду с аттестатами и внести в правительство Кыргызской Республики соответствующий проект решения;
  • количество бюджетных мест на прием в вузы ограничить посредством госзаказа только по необходимым для социально-экономического развития республики специальностям.
  1. Министерству внутренних дел Кыргызской Республики, Государственному комитету национальной безопасности, Государственной пограничной службе, Государственной службе миграции при правительстве КР в двухмесячный срок разработать совместную Инструкцию о порядке выдворения иностранных граждан за пределы Кыргызской Республики и исполнения предписаний о выезде из КР и в установленном порядке внести на утверждение в правительство Кыргызской Республики.
  2. Генеральному штабу Вооруженных сил Кыргызской Республики, Государственному комитету по делам обороны и Государственной пограничной службе КР:
  • до 1 октября 2016 года разработать  механизмы исполнения Закона Кыргызской Республики «О внешней миграции» в части, касающейся временного ограничения выезда за пределы Кыргызской Республики граждан, подлежащих призыву на срочную военную службу, с утверждением соответствующим решением правительства Кыргызской Республики;
  • до 1 ноября 2016 года разработать и утвердить соответствующим решением правительства КР методику ведения воинского учета призывников и военнообязанных, в том числе трудовых мигрантов, находящихся за пределами Кыргызской Республики, с использованием IT-технологий, повышающих качество воинского учета.
  1. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на секретариат Совета обороны Кыргызской Республики.

Президент КР, председатель Совета обороны А.Ш. Атамбаев

Секретарь Совета обороны КР Т.К. Джумакадыров»

Поделиться