Как это устроено: продажа своих товаров через супермаркеты Бишкека

Сегодня правительство Кыргызстана принимает значимые меры для поддержки предпринимателей. К примеру, с начала этого года в силу вступили несколько законопроектов, значительно облегчающих жизнь рядовых предпринимателей.

В частности, с 1 января 2016 года начали работать поправки в Налоговый кодекс и закон «О введении в действие Налогового кодекса». Таким образом, с начала года отменено обложение налогом с продаж экспорта товаров, работ, услуг и их реализации вне территории КР. А с 1 июля 2016 года ставки налога с продаж в безналичной форме для торговли и иной деятельности были установлены в размере 0%.

Наряду с этим до 1 сентября 2018 года сохраняются действующие льготы по налогу на прибыль и НДС для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих переработку сельхозпродукции.

Казалось бы, государство настроено серьезно в своем намерении поднять малый и средний бизнес. Но вот незадача: освободив предпринимателей, задействованных в пищевой и перерабатывающей промышленности, от налогов, власти почему-то закрывают глаза на непосильные сборы со стороны ритейлеров.

«Входные бонусы»

Получается, государство освободило предпринимателей от налогов в пользу крупных розничных сетей. Сегодня для того чтобы выставить свой товар на полках крупных магазинов, надо изрядно раскошелиться. Первое, что с вас потребуют в маркете, – это заплатить «входной бонус», который в зависимости от сети магазина варьируется от 500 до 45 тысяч сомов за одну позицию товара. При этом если ваше «вишневое варенье», так сказать, не пойдет, магазин попросту откажется от этого товара, а вот «входной бонус», оплаченный из родного кармана, вам никто не вернет.

«Самые высокие «входные бонусы» сегодня установлены в сети магазинов «Народный». За одну позицию товара они берут 45 тысяч сомов. Десять видов товара – это уже 450 тысяч сомов. В гипермаркете «Фрунзе» тоже берут деньги за ввод товара, но у них сумма варьируется от 500 до 1 тысячи сомов. Вообще берут во всех крупных магазинах, только цена вопроса везде разная», – рассказала собеседница K-News, владеющая собственным производством и пожелавшая не раскрывать свое имя.

Снимок132
Приложение № 1 к Договору поставки товаров на реализацию за 2016 год, заключенному с ОсОО «Гипермаркет Фрунзе»

Тема «входных бонусов» ненова. Она уже не раз поднималась. Напомним, в ноябре 2011 года торговые сети «Народный» и «7 дней» оштрафованы за взимание с поставщиков денег за ввод товара. Тогда крупные сети заставили возвратить поставщикам более 1 млн сомов. Также данные сети обязали расторгнуть договоры с поставщиками на сумму 24 млн сомов за нарушение Гражданского кодекса, который предписывает свободное волеизъявление сторон.

«С сентября 2011 года правительство запретило торговым сетям взимать дополнительные платежи с поставщиков – так называемые «входные бонусы», плату за аренду полок и торговой площади», – заявлял действующий в то время директор Госагентства антимонопольного регулирования при правительстве КР Бабырбек Джээнбеков.

С тех пор прошло уже почти пять лет, а ситуация так и не изменилась. «Входные бонусы», по словам предпринимателей, как взимались, так и взимаются. Правда, сегодня их берут с производителей официально.

«Сегодня «входной бонус» замаскирован под маркетинговое продвижение, от которого нельзя отказаться. Либо ты платишь, либо ищи другое место для продажи своего товара. Конечно, те, у кого такая возможность есть, выбирают первый вариант», – подчеркнула собеседница.

Снимок123
Договор с ТД «Народный» об оказании маркетинговых услуг

«Изучая договоры, вы нигде не найдете сумму в 45 тысяч сомов. Юристы у сети «Народный» умные, они подстраховали сеть со всех сторон. Но все поставщики знают эту цифру, потому как, если не оплатите ее, ваш товар просто не появится в магазинах сети «Народный». Во избежание проблем с соответствующими органами эта сумма обговаривается устно. Следовательно, и доказать ничего нельзя», – добавила предприниматель.

Ретро-бонусы

Плата за ввод товара не дает развиваться молодому бизнесу. Не успев как следует встать на ноги, начинающие бизнесмены не могут себе позволить ставок «Народного». А вот работать среднему бизнесу мешают ретро-бонусы. Причем сегодня в Кыргызстане ритейлерам брать ретро-бонус с отечественных производителей разрешено законно. Ретро-бонус прописан в Положении «О защите и развитии конкуренции в торговой деятельности на территории КР».

Снимок321
Положение «О защите и развитии конкуренции в торговой деятельности на территории КР»

Говоря русским языком, ритейлеры имеют право ежемесячно взимать с производителей ретро-бонус в размере от 0 до 10% от суммы товарооборота.

«К примеру, они продали за месяц моего товара на 1 млн сомов, за это я им должен отдать от 0 до 100 тысяч сомов. Это как узаконенный откат. Его размер зависит от того, как договоришься. У ритейлеров есть рычаг давления на производителя, потому как они могут установить вам ретро-бонус в 2%, 5% или все 10%. Как им захочется. Например, сегодня самый высокий ретро-бонус берет гипермаркет «Фрунзе» – 10%, во всех остальных магазинах я плачу ретро-бонус 5%», – пожаловался собеседник K-News.

Предприниматели не понимают, за что должны платить розничным сетям до 10% с товарооборота.

«Вы поймите, например, я выставила во «Фрунзе» свой товар за 100 сомов за килограмм, себестоимость товара мне обошлась по 90 сомов за килограмм. Моя прибыль 10 сомов. А отдать магазину я должна 10% не от суммы прибыли, а от общей суммы. Это же маразм. На чем мне тогда зарабатывать?» – задается вопросом предприниматель.

На стороне ритейлеров сегодня закон, и предпринимателям остается только подчиниться и надеяться, что им удастся договориться, и розничная сеть возьмет с них ретро-бонус поменьше. Редакция K-News подробно ознакомилась с Положением «О защите и развитии конкуренции в торговой деятельности на территории КР», после чего решила обратиться к юристам Правового центра «ВИГЕНС» за оценкой данного документа.

«Согласно действующему законодательству КР поставщики товаров в маркеты и сами продавцы (юридические лица или ЧП) свободны в заключении договоров. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена Гражданским кодексом КР или иным законом или добровольно принятым обязательством. Поэтому если сторона подписала договор на условиях магазина, который вводит какие-то ограничения или взыскания за размещение товара на полках, то сторона согласилась с условиями и подписала договор, либо не согласилась с условиями и не подписала договор, и продолжила искать другую розничную сеть для продажи своих товаров. При этом стоит учесть, что стороны могут заключить договор, в котором могут содержаться элементы различных договоров. Например, договор продажи может содержать элемент договора хранения, за которое тоже необходимо выплачивать суммы оплаты. К отношениям сторон по смешанному договору применяется в соответствующих частях законодательство о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре», – пояснил директор «ВИГЕНСа» Владимир Плужник.

Официальная позиция

«Мы не раз обращались и в Минсельхоз, и в Минэкономики с просьбой пересмотреть этот пункт Положения и отменить его. На что в ведомствах нам отвечали: «Убедите нас, почему мы должны отменить это положение». Однако все наши доводы не были столь убедительными. Ведь ритейлеры заявляют, что без ретро-бонуса им не выжить. А каково нам выживать в таких условиях?» – возмутилась бизнесвумен.

Редакция K-News тоже обратилась в ответственные органы за разъяснениями. В частности, мы обратились к замминистра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР Эркинбеку Чодуеву. После долгих попыток получить комментарий и отправки официального запроса с корреспондентом связался лично Эркинбек Чодуев.

«Наше ведомство никогда не занималось этими вопросами (защиты прав местных производителей. – Прим. ред. K-News). Вопросами ограничения конкуренции и ущемления прав поставщиков ритейлерами занимается антимонопольный орган. Так что обращайтесь со своими вопросами к ним», – пояснил в телефонном разговоре замминистра.

Мы последовали совету чиновника и обратились в Государственное агентство антимонопольного регулирования КР. Надо отметить, что в этом ведомстве нам достаточно оперативно ответили на интересующие нас вопросы.

«На рынке розничной реализации города Бишкека отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке. Следовательно, рынок розничной торговли в столице является конкурентным. Однако наблюдается дискриминация со стороны торговых объектов по отношению к поставщикам продовольствия, навязывание поставщикам невыгодных условий договора. Необходимо отметить, что поставщиками оплачиваются «входные бонусы», то есть плата за включение их товаров в список (номенклатуру продаваемых в магазине товаров), аренда полок, участие в различных схемах скидок для покупателей во всех торговых точках, присутствие продукции на полках и иного торгового оборудования, аренда наружного пространства. Все указанные оплаты включаются в стоимость продукции, что и приводит к ее удорожанию. Кроме того, в сложившихся условиях больше других страдают мелкие производители, которым путь на полки сетевых магазинов практически закрыт. Мы признаем этот факт. Однако у государства рычагов воздействия нет, так как данный рынок является конкурентным», – прокомментировал в телефонном разговоре с корреспондентом KNews ведущий специалист Управления международного сотрудничества антимонопольного органа КР Амантур Омурбеков.

«Относительно ретро-бонуса, мы рассмотрим его на предмет ограничения конкуренции, – сказал Омурбеков. – В случае выявления фактов антимонопольный орган примет меры по отмене данного пункта».

Наценка на товары

К слову, «входной бонус», ретро-бонус – это не единственное, на чем зарабатывают сети. Помимо этого, в гипермаркетах существует наценка.

«Мы изучили данные из разных маркетов и получили, что в среднем наценка в магазинах на разные виды товаров составляет порядка 37%. Притом, что заложенная прибыль на товар от производителя чаще всего составляет 10-15%», – подчеркнул предприниматель.

Таким образом, люди, которые производят тот или иной продукт, выживают и развивают производство на прибыль в 10-15%, не имея никаких бонусов. В это же время владельцы гипермаркетов заявляют, что не смогут выжить без ретро-бонуса.

Мы обратились к представителям сети магазинов «Народный» и попросили их прокомментировать недовольства поставщиков. В официальном письме руководитель отдела маркетинга ТД «Народный» Сергей Фабрикантов написал, что они не намерены отвечать на слухи. Они готовы ответить на заявления конкретных производителей.

 

Снимокнародный

Факт существования «входных бонусов» и других поборов со стороны ритейлеров подтверждает антимонопольное агентство. Таким образом, сегодня мы имеем следующую картину: производители, которые создают рабочие места, имеют чистую прибыль 10-15%, в то же время ритейлеры зарабатывают 37% (наценка на товар, со слов производителей) + 10% (ретро-бонус) + «входные бонусы».

Умерим аппетиты

В стране сложилась ситуация, когда легче перепродавать, чем производить продукт. Более крупные и транснациональные компании имеют больше возможности выставиться на полках гипермаркетов, нежели их местные «небольшие» коллеги.

Изменить ситуацию можно, но для этого нужно объединить усилия производителей, ритейлеров и властей. Некоторые предприниматели просят отменить закон о ретро-бонусах, законодательно закрепить максимальный размер наценки на все виды товаров, запретить гипермаркетам взимать с производителей «входные бонусы», вплоть до отзыва лицензий. Другие предлагают властям выделить специальные участки в городе за символическую стоимость, где производители могли бы дешевле продавать свои товары: «Агромагазины», по их мнению, пользовались бы большим спросом.

Поделиться