Лидеры парламентских фракций VI созыва решили продолжить начатое предшественниками дело и все же внести поправки в Конституцию, что, напомним, после революции 2010 года обещалось не делать до 2020 года.
Что предлагают депутаты на этот раз? В распоряжение редакции K—News попала неокончательная редакция законопроекта, в которой отражены изменения полномочий премьер-министра, депутатов и президента.
Высшие ценности КР
Первую статью Основного закона предлагается дополнить новой частью о высших ценностях, в которые входят:
- независимость и государственный суверенитет КР;
- целостность и неприкосновенность территории КР;
- единство народа Кыргызстана, мир и согласие;
- национальные интересы КР, права и свободы человека;
- справедливость, верховенство права и равенство перед законом;
- любовь к Родине, бережное отношение к истории;
- сохранение и развитие языка и национальной культуры;
- нравственность, создание семьи, достойное воспитание детей, забота о родителях, уважение к старшим, сочетание традиций и прогресса;
- трудолюбие, устремленность к образованию, творчеству и инновациям;
- здоровье и долголетие, достойные условия жизни и гармоничное развитие личности;
- благоприятная окружающая среда.
Отмечается, что высшие ценности определяют основу законов и нормативных правовых актов КР и являются смыслом деятельности всех государственных органов, обязывают граждан и юридических лиц способствовать защите и продвижению этих ценностей.
«Никакая идеология не может быть направлена на подрыв высших ценностей Кыргызской Республики… Права и свободы человека относятся к высшим ценностям… Не являются дискриминацией специальные меры, установленные законом и направленные на обеспечение высших ценностей КР», – гласит законопроект.
В статье 50 депутаты изменили норму, согласно которой ни один гражданин не может быть лишен гражданства и права изменить свое гражданство. Исключения будут прописаны в конституционном законе.
Президент
Депутаты не предлагают больших или кардинальных изменений полномочий президента. Например, в пункте об освобождении от должности судей Верховного суда по предложению Совета судей последнее предлагается заменить на «дисциплинарную комиссию при Совете судей». То же самое прописано в норме об освобождении судей местных судов.
Президенту предлагают освобождать генерального прокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов, а не одной трети, как прописано в действующей Конституции.
В новой редакции президент возглавляет Совет безопасности, а не обороны, и исполняющий обязанности президента в случае досрочного прекращения полномочий главы государства не имеет права быть кандидатом на должность президента на досрочных выборах.
Депутаты Жогорку Кенеша
Свои полномочия народные избранники тоже пересмотрели. Одним из существенных изменений является предложение о праве совмещения депутатской деятельности с должностью премьер-министра.
«Депутат Жогорку Кенеша может совмещать свою депутатскую деятельность с должностью премьер-министра или вице-премьер-министра. Депутат ЖК, назначенный на должность премьер-министра или вице-премьер-министра, сохраняет право законодательной инициативы, право голосования на заседаниях Жогорку Кенеша и его комитетах и комиссиях, а также другие полномочия, определенные регламентом ЖК. Отставка или освобождение от должности премьер-министра или вице-премьер-министра не влечет прекращение его депутатских полномочий», – гласит статья 72 предлагаемой Конституции.
Также предлагается прописать, что проекты законов, предусматривающие увеличение расходов за счет госбюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем только с согласия правительства.
Премьер-министр
Изменения предлагается внести и в статьи, касающиеся полномочий главы премьер-министра. Например, в статье о подписании президентом законопроектов отмечается, что закон о госбюджете и налогах подлежит обязательному подписанию, за исключением случаев обращения премьер-министра о возвращении таких инициатив. Депутаты также предлагают изменить норму о том, что глава правительства не чаще одного раза в год может поставить перед Жогорку Кенешем вопрос о доверии правительству, исключив норму «не чаще одного раза в год».
Новой Конституцией глава кабмина, возможно, будет наделен правом увольнять министров по собственному решению.
«Член правительства, за исключением руководителей органов, ведающих вопросами обороны и нацбезопасности, может быть освобожден по представлению премьер-министра. В случае если в течение 5 рабочих дней президент не издает указ об освобождении, премьер-министр вправе освободить члена правительства от занимаемой должности своим решением.
В случае отставки либо освобождения члена правительства премьер-министр в течение 5 рабочих дней вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру на вакантную должность. Одобренный Жогорку Кенешем кандидат назначается президентом. Если в течение 3 рабочих дней со дня получения решения ЖК президент не издает указ о назначении, член правительства считается назначенным», – отмечено в законопроекте.
По задумке депутатов, глава правительства может назначать и освобождать глав местных государственных администраций самостоятельно, в то время как в нынешней Конституции он это делает по предложению местных кенешей.
Судьи
Изменению подверглись и статьи, касающиеся деятельности судей. Предлагается создать дисциплинарную комиссию при Совете судей, которая формируется президентом, Жогорку Кенешем и Советом судей. Освободить или временно отстранить от должности судей будет предлагать президенту эта комиссия вместо Совета судей, что прописано в действующей редакции Конституции.
«В случае нарушения требований безупречности судья освобождается от должности по предложению дисциплинарной комиссии при Совете судей в соответствии с конституционным законом.
Судьи Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Жогорку Кенешем не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов по представлению президента.
Освобождение от должности судей местных судов осуществляется президентом.
Временное отстранение от должности, привлечение к уголовной и административной ответственности допускается с согласия дисциплинарной комиссии», – отмечено в документе.
Депутаты прописали, что заключение Конституционной палаты о признании неконституционным закона направляется Жогорку Кенешу, который должен рассмотреть его не позднее 3 месяцев. В случае отклонения заключения постановлением депутатов Конституционная палата прекращает производство по делу.
Прокуратура
На органы прокуратуры парламентарии предлагают возложить надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, а также другими госорганами, перечень которых определяется конституционным законом, и возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц госорганов, перечень которых определяется также конституционным законом, а также уголовное преследование лиц, имеющих статус военнослужащих.
Заключение
Для принятия данной редакции Конституции необходимо провести референдум, поясняют инициаторы. Назначить его планируется уже на осень этого года. Отмечается, что нормы, касающиеся полномочий и статуса действующих президента, премьер-министра и депутатов ЖК, применяются без предварительной законодательной регламентации. Они сохраняют свои полномочия до окончания сроков избрания, так же как и другие должностные лица, назначенные Жогорку Кенешем и президентом.