Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз год назад в условиях ухудшения экономической ситуации в национальной экономике и экономиках его основных партнеров России и Казахстана. Но даже в этой ситуации он получил от своего членства больше плюсов, считает кандидат политических наук, заведующая сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН Елена Кузьмина.
Одним из главных плюсов специалист назвала новое распределение таможенных пошлин и создание Российско-Кыргызского фонда развития.
«Первым плюсом для Кыргызстана стала система распределения ввозных таможенных пошлин внутри ЕАЭС. Только за 6 месяцев 2016 года бюджет республики благодаря этому получил $160 млн дополнительного дохода. Во-вторых, у кыргызских предпринимателей появились новые финансовые возможности для ведения бизнеса в стране благодаря работе Российско-Кыргызского фонда развития. Правда, здесь не все так просто. С одной стороны, лишь небольшая часть поданных заявок оформляется должным образом: предоставляется ТЭО (технико-экономическое обоснование) проектов и другие необходимые документы. С другой стороны – на начальном этапе злую шутку сыграла разница в объемах российского и кыргызского среднего и малого бизнеса: те минимальные объемы финансирования, которые должны были получать кыргызстанские бизнесмены, невозможно было обеспечить требуемыми обязательствами. Однако эти вопросы – решаемые, и они уже находятся на стадии исправления», – сказала Елена Кузьмина.
Это далеко не все плюсы, по мнению Кузьминой, которые получил Кыргызстан от вступления в ЕАЭС.
«В-третьих, в Кыргызстане стало больше российской и казахстанской продукции, а на некоторую из них, например на муку, даже несколько снизились цены. Не будем забывать, что мука – один из основных элементов продуктовой корзины. Также стали появляться белорусские товары. Все это ведет к конкуренции и улучшению качества, а иногда и появлению новых, ранее не присутствовавших на кыргызстанском рынке товаров. В-четвертых, несмотря на возникающие перманентно запреты Казахстана на ввоз кыргызских продуктов питания из-за отсутствия сертификатов качества, благодаря российским грантам таких ситуаций стало значительно меньше, чем до вступления в Союз.
Эксперт напомнила, что Россия в период с 2015 по 2016 год выделила Кыргызстану порядка $129 млн на реализацию «дорожной карты» по присоединению к Таможенному союзу, помимо уже выделенных на эти цели средств в 2014-м и в начале 2015 года.
«Ну и, в-пятых, мигрантам и предпринимателям из Кыргызской Республики стало немного проще вести свою деятельность в России и Казахстане. По-моему, вышеперечисленных плюсов немало для одного года членства. Правда, Россия не взяла на свое полное обеспечение страну, как виделось обывателям, но этого никто и не обещал. Суверенная страна должна сама строить свою экономику, а союзники могут ей только помогать в этом. Ведь именно для совместного преодоления экономических проблем, а также для модернизации и, по возможности, диверсификации национальных экономик и создавался ЕАЭС», – заключила заведующая сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики РАН.