Лидер парламентской фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев провел пресс-конференцию, на которой опроверг обвинения в адрес атамекеновцев.
Он отметил, что его, Алмамбета Шыкмаматова и Аиду Салянову обвиняют в сговоре с сыном беглого президента Максимом Бакиевым и попытке продать 49% национализированной компании MegaCom, что автоматически легализовало бы остальные 51% акций компании в руках сторонников Бакиева.
Кто хочет продать MegaCom?
«Действительно, попытка продажи 49% была, компанию хотел продать тогдашний премьер-министр Атамбаев. В апреле 2011 года он распорядился продать 49% ЗАО «Альфа Телекома. Но потом в Жогорку Кенеше глава ГКНБ Абдиль Сегизбаев немного скорректировал свои обвинения. Он не стал говорить о 49%, потому что тогда всплыло бы имя Атамбаева. На заседании парламента он начал говорить, почему 51% компании не национализировали, говорил, что кто-то за этим стоит. Действительно, почему не был национализирован 51%? В 2011 году во временном правительстве за экономику также отвечал Атамбаев. Мы и сегодня задаем этот вопрос и не можем получить ответ. Я постоянно говорил, что нужно национализировать 100% компании. В 2011 году Атамбаев встречался с Путиным, после этого Фарид Ниязов давал интервью Фергана.ру. Он говорил, что стороны пришли к единому мнению, что главное, чтобы российская компания платила дивиденды и соблюдала законы. Атамбаев говорил, что 51% должен оставаться у российской компании», – сказал Текебаев.
Он отметил, что уже год в Кыргызстане говорят о продаже 100% компании ЗАО «Альфа Телеком» и напомнил, что недавно с поста главы Фонда по управлению госимуществом даже уволили Мэлиса Мамбетжанова, за то, что он не смог продать компанию. По мнению Текебаева, власти специально раздувают скандал вокруг сотового оператора, потому что это отпугивает добросовестных инвесторов.
«Кто в такой период будет покупать компанию? Тут президент и парламент друг друга обвиняют из-за этой компании. Понятно, что ее цена от аукциона к аукциону падает. Может они хотят продать компанию подешевле своим друзьям?» – задается вопросом лидер «Ата Мекена».
Белизгейт
Омурбек Текебаев указал на ряд ошибок в документах ГКНБ, с помощью которых они пытаются обвинить депутатов.
«В документах использовали мой внутренний паспорт, название Кыргызской Республики написано неправильно. Это настораживает. Также использовали внутренний паспорт Аиды Саляновой, тут много ошибок – в серии паспорта, в дате рождения, в имени депутата. Везде ошибки. У Алмамбета Шыкмаматова использован загранпаспорт, но указано отчество, а в международных документах не используется отчество, ошибка также в серии паспорта. Все это примитивные фальшивки», – заявил Текебаев.
Политик рассказал, что атамекеновцы потратили $3 тыс. 900 на адвокатов по делу о документах из Белиза. По его словам, полученные данные доказывают, что три депутата от «Ата Мекена» не имеют отношения к компании Southfield Management.
«Если Текебаев, Салянова и Шыкмататов были акционерами компании, то мы имеем право получить документы. Мы сказали, чтобы нам дали эти документы и направили туда юристов. В документах, которые пришли, говорится, этический кодекс не позволяет оглашать подробности о бенефициарах. Имеется инструкция о предоставлении информации только в том случае, если запрос исходит от владельца компании или по решению суда. Нам написали, что, к сожалению, указанные лица не соответствуют этому статусу, и нам не могут предоставить эту информацию. Короче говоря, нам сказали, что мы там никто и нам не дадут документы. Если бы мы были акционерами, нам были бы обязаны отдать документы. И эти документы никому не дадут – ни нам, ни Сегизбаеву, ни Америке», – сказал Текебаев.
Он отметил, что уже два дня по государственным телеканалам идет пропаганда против Текебаева и заявления о том, что вина атамекеновцев уже доказана. Однако он отметил, что предоставленные руководством документы находятся в общем доступе и еще раз доказывают несостоятельность обвинений против депутатов, а не наоборот.
«Вчера звонил директор ОТРК Илим Карыпбеков. Сказал, что я искал его. Но я не искал. Я буду его искать после ухода Атамбаева. Он сказал, что пришли документы, они потратили 3 тыс. сомов для расследования. Спасибо, что потратили свои деньги и доказали еще раз нашу правоту. Так же, как и жена мэра Ибраимова пыталась оправдаться по дому президента в Кой-Таше, в итоге выяснилось, что этот участок принадлежал Бакиеву. Осталось 5 месяцев до выборов президента, они быстро пройдут, его окружение в панике, кто-то пытается пройти в парламент, кто-то еще куда-то. Я не искал Илима, я его и таких, как он, буду искать после ухода Атамбаева. Они нарушают много законов, и в конце концов какая-нибудь из этих ошибок их потопит. Поводов для исков набралось немало», – сказал парламентарий.
Салянова и Елисеев
По словам Текебаева, Аида Салянова вызвана в ГКНБ в качестве подозреваемой.
«Может быть, они думают, что в это время смогут ее задержать. Салянова не сбежит, в 4 часа она войдет в здание ГКНБ. Ее обвиняют в том, что она продлила адвокатскую лицензию Елисееву. Алексей Елисеев был сильным адвокатом. После того как пришел в аппарат Бакиева, он перестал практиковать, но после побега Бакиева захотел возобновить свою лицензию. Он обратился к своему другу Иванову. Он был депутатом от СДПК в горкенеше 5 лет. И сейчас тоже в списке партии. Он из тех, кто в комиссии сидит по продлению лицензии. Это его друг принес заявление. Говорят, что с той лицензией, которую дала Салянова, Елисеев открыл компанию и живет в Латвии. И именно лицензия помогла ему избежать правосудия в Кыргызстане. Где логика? В Министерстве юстиции Латвии эта фирма зарегистрирована в апреле 2010 года, а лицензия продлена в июне того года. 1 июля Иванов летит в Москву и отдает Елисееву лицензию. Как он мог воспользоваться лицензией в Латвии, когда ему ее даже не дали?»– интересуется Текебаев.
Он отметил, что имеет место незаконное возбуждение уголовного дела и фальсификация, за что в будущем обязательно будут наказаны и нынешний генпрокурор, и глава ГКНБ, и следователь.
По словам Текебаева, депутаты обратились к коллегам в Латвии и запросили информацию о фирме Елисеева, об основаниях, на которых она открыта, нужна ли была для этого кыргызская лицензия.