На минувшей неделе президент Алмазбек Атамбаев встретился с генпрокурором Индирой Джолдубаевой и предоставил документы о продаже пакета акций предприятия в Турции. Во время беседы глава государства напомнил Генеральной прокуратуре о статье Уголовного кодекса, где говорится о незаконном обогащении. Но вскоре пресс-служба президента допустила ошибки, которые исправила в релизе, распространенном позднее.
Между тем оппоненты власти не преминули ухватиться за эту ошибку, дабы опорочить Атамбаева, обвинив его в том, что он вводит общественность в заблуждение. После дополнительной информации, некоторые гражданские активисты продолжают сеять сомнения и подозрения, ставить якобы острые вопросы. Конечно, на конкретные вопросы ответит пресс-служба президента. Атамбаев сам заинтересован в том, чтобы обеспечить прозрачность в вопросах своего богатства. Если бы у него не было таких мыслей, то он бы не стал поднимать вопрос о своем богатстве и отчитываться перед генеральным прокурором. И этот вопрос был просто забыт, так как уже сложилась традиция умалчивать такие темы.
Но судя по действиям некоторых гражданских активистов, они пытаются закрыть другой, более важный момент отчета Атамбаева о богатстве, путем различных манипуляций они хотят отвлечь внимание общества. Общественность хотят отвлечь, ибо многие политики начали чувствовать себя неуютно, когда Атамбаев поднял вопрос о применении статьи Уголовного кодекса о незаконном обогащении. Многим оппозиционным политикам будет сложно ответить на вопрос, как за короткий срок после апрельской революции они разбогатели. Например, Омурбек Текебаев, который после революции повысил уровень своего благосостояния почти в стократном размере, став чуть ли не мультимиллионером, если брать стоимость принадлежащей ему и его семье недвижимости.
На эти же вопросы трудно будет ответить экс-генпрокурору Аиде Саляновой. Каким образом ее муж, предприниматель средней руки, стал крупным бизнесменом, обладателем большого количества дорогих авто, автосалона и нескольких земельных участков в Бишкеке. Эти вопросы загонят в угол и Алмамбета Шыкмаматова. Такие же вопросы можно задать Эмилбеку Каптагаеву, Кенешбеку Душебаеву и другим представителям нынешней так называемой оппозиции. Все эти люди занимали высокие государственные посты после революции 2010 года.
От вопроса о том, как можно разбогатеть, трудясь госслужащим, бросит в жар и Равшана Жээнбекова. В бытность председателем Госкомимущества в 2002-2003 годы провел бесстыдную приватизацию госсобственности, что обогатило семейку Акаевых и их приближенных. Равшан Жээнбеков тоже получил хороший куш от приватизации, приобрел за копейки ряд пансионатов и объектов. Статья о незаконном обогащении может грозить и Каныбеку Иманалиеву. Он был личным пресс-секретарем Акаева, занимал директорские посты в двух стратегических типографиях. Одну из них – «Эркин-Тоо» — удачно приватизировал. Есть веские основания полагать, во время аукциона использованы мошеннические методы.
Напоминаем, существующая статья 308-1 УК КР гласит:
Статья 308-1. Незаконное обогащение
(1) Значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.
(2) То же деяние, совершенное:
1) в крупном размере;
2) должностным лицом, занимающим ответственное положение, наказывается лишением свободы на срок от 6 до 8 лет с конфискацией имущества.
Примечание. Значительным увеличением активов в данной статье признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного или неимущественного характера в три тысячи раз превышающая расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления.
Деяние, предусмотренное в настоящей статье, признается совершенным в крупном размере, если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного или неимущественного характера в 5 тыс. раз превышает расчетный показатель, установленный законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления.
(В редакции Закона КР от 10 августа 2012 года N 164).
И прав Атамбаев, пора начать применять эту статью. В конце концов, надо уже создавать прецеденты, чтобы это было уроком для всех госчиновников, депутатов парламента. Эдичка Байсалов, мнящий себя Навальным, мог бы также проявить упертость и задать неудобные вопросы оппозиционерам. Кстати, господин Байсалов, а на какие средства вы живете, ездите по свету? Вы ведь тоже после революции занимали государственные должности. Может, начать с этого?