Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования объявил тендер на строительство 14 малых гидроэлектростанций, отмечая, что в настоящее время большая часть оборудования существующих малых гидроэлектростанций морально и физически устарела, в связи с чем требуется ввод новых мощностей.
Председатель госкомитета Дуйшенбек Зилалиев рассказал K-News о том, как реализация малых ГЭС может повлиять на развитие гидроэнергетической отрасли страны и каким образом будет осуществляться тендер.
Какие перспективы открывают новые проекты ГЭС?
Строительство малых ГЭС повышает надежность энергоснабжения отдаленных горных районов, где возможны аварии ЛЭП из-за схода лавин и обвалов. Они позволят более эффективно использовать гидроэнергетический потенциал рек и водотоков.
Также развитие малой гидроэнергетики позволит нам значительно ослабить зависимость отдаленных районов от поставок топлива – при переводе на электротеплоснабжение ежегодная возможная экономия может составить 100-120 тыс. тонн.
Эффективность малой гидроэнергетики определяется следующими факторами:
- относительно небольшими капиталовложениями в оборудование, материалы, строительно-монтажные и пусконаладочные работы;
- относительно небольшими сроками строительства по сравнению с крупными проектами.
Однако вместе с развитием малой гидроэнергетики необходимо решать целый ряд вопросов, к которым относятся:
- слабая изученность режимов малых рек и водотоков из-за недостатка финансирования на эти цели;
- проблемы заиления и подъема уровней воды, затопления и подтопления берегов, снижения гидроэнергетического потенциала, связанные с эксплуатацией гидротехнических сооружений малых ГЭС, особенно в горных и предгорных районах;
- недостаточная изученность влияния сейсмичности на гидросооружения и здания малых ГЭС;
- сезонность выработки электроэнергии, зависящая от гидрологического режима рек и водотоков.
Какие трудности были по осуществлению данных ГЭС?
Из-за отсутствия четко разработанных механизмов реальной поддержки производителей энергии у инвесторов не было интереса. Тогда правительство утвердило Положение о тендере на право строительства малых гидроэлектростанций в Кыргызской Республике. В нем утверждены общие условия для реализации проектов, а также установлены сроки и условия проведения тендера.
Вместе с тем, препятствием для потенциальных инвесторов являлось отсутствие гарантированной реализации произведенной электроэнергии. Для этого мы утвердили Типовой договор поставки электроэнергии, выработанной генерирующей организацией, использующей возобновляемые источники энергии электроснабжающей организации.
Также разработан проект закона, предусматривающий целый ряд преференций для производителей энергии посредством ВИЭ.
Как это отразится на стоимости электроэнергии в КР?
Согласно действующему законодательству, на стоимости электроэнергии для конечных потребителей это никак не скажется, поскольку все расходы по приобретению выработанной энергии посредством ВИЭ несет энергосистема страны.
Какие страны могут быть заинтересованы инвестированием средств в подобные проекты?
Поскольку меньшая стоимость малых ГЭС, небольшие объемы водохранилищ, прямое использование стока реки для выработки электроэнергии, несравнимо меньшие сроки строительства и окупаемости затрат делают их привлекательными для вложения капиталов, в настоящее время интерес к реализации проектов проявляется со стороны как отечественных, так и иностранных инвесторов: Китая, России, Чехии, Южной Кореи, Турции, Ирана и других стран.
Как в целом реализация проектов повлияет на экономику страны КР?
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) переживает сейчас трудности – в маловодные периоды ТЭК не в состоянии покрывать спрос потребителей. Зависимость республики от импорта энергоносителей является значительной, и это отрицательно сказывается на экономике страны в целом.
Кыргызстан располагает крупными топливно-энергетическими ресурсами, однако уровень освоения их в настоящее время очень низкий, а эффективность использования даже созданного производственного потенциала за последние кризисные годы значительно уменьшилась.
Добыча угля и природного газа сократилась почти на 80% по сравнению с уровнем 1990 года, из-за чего потребление населением электроэнергии выросло на 30%. Такая ситуация отрицательно повлияла на развитие угольной промышленности. Дорогостоящий уголь не находил сбыта, угольные предприятия терпели убытки и сокращали производство.
Не была готова к таким темпам электрификации и энергосистема страны: произошла перегрузка трансформаторных подстанций, линий электропередачи. Это и определило рост количества аварий, а также частые отключения потребителей, особенно в сельской местности.
В связи со сложившейся ситуацией развитие малой гидроэнергетики и нетрадиционной энергетики будет как нельзя кстати. Мы сможем обеспечить электроэнергией сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, насосные станции, орошающие поля сельскохозяйственных культур.
Расскажите про условия конкурса, какие объекты вы выбрали для строительства МГЭС, и почему выбор пал именно на них?
В тендере могут участвовать как юридические лица Кыргызстана, так и иностранные юридические лица.
Тендер проводится в два этапа:
- на первом этапе проводится экспертиза документов;
- на втором — рассматриваются программы, предложения, экономические и финансовые возможности участника тендера и другие условия, определяемые комиссией.
Победитель тендера должен:
- Приступить к строительству МГЭС не позднее 2-х месяцев с даты согласования проектной документации на строительство и выделения земельного участка.
- Обеспечить ввод малых ГЭС в эксплуатацию в заявленный срок.
- Подготовить и представить программу социально-экономического развития местного сообщества и территорий, программу инвестиций в развитие местной инфраструктуры, организацию рабочих мест для населения, проживающего в районе работ, максимальное использование местных трудовых ресурсов при строительстве, содействие в решении иных вопросов, связанных с программой социально-экономического развития района.
- Привлекать иностранных специалистов на время строительства малых ГЭС и до ввода его в эксплуатацию не более 30%, а после ввода в действие — не более 10% от общего количества сотрудников победителя, с учетом подрядных и субподрядных организаций.
- Осуществлять закупки 100% товаров (товарно-материальные ценности, сельскохозяйственная продукция), работ и услуг на территории КР, необходимых для обеспечения деятельности победителя тендера, за исключением закупок товаров, работ и услуг, которые в КР не производятся, а также стоят дороже, чем в других странах.
Комиссия определяет победителя тендера при помощи оценки заявок по балльной системе (от 3 до 10 баллов), оценивая такие параметры, как:
- Финансовые возможности;
- Подведение коммуникационных систем (дороги, электричество, вода, канализация, отопление);
- Социальный пакет (строительство и ремонт социальных учреждений — школа, поликлиника, детский сад);
- Сроки строительства и ввода в эксплуатацию и так далее.
Ожидать ли ощутимых результатов уже в этом году?
Поскольку строительство малой ГЭС от начала до конца занимает период свыше 2 лет, ощутимых результатов в этом году не предвидится. Однако начиная с 2017 года будет постепенно увеличиваться число рабочих мест, начнется программа реализации социального пакета, заявленного потенциальным инвестором, начнется закупка строительных материалов для строительства малой гидроэлектростанции.
Несколько депутатов Жогорку Кенеша требуют проверить законность тендера на 14 МГЭС. Что Вы скажете на это?
В принятом в соответствии с вышеупомянутым законом «Положении о тендере на право строительства малых гидроэлектростанций в КР» отражены все условия и процедуры прохождения тендера на право строительства малых ГЭС. В то же время тендер на малые ГЭС не регулируется законом «О государственных закупках». Он проводится с целью выявления победителя для предоставления ему права строительства малых ГЭС за счет его собственных средств. А насчет проверки — всегда пожалуйста. Мы делаем все открыто и по закону.