Чыныбай Турсунбеков – об исторических связях с Россией, инфраструктурных проектах и проблемах озеленения Бишкека

Автор -
883

Подошла к завершению вторая сессия Жогорку Кенеша VI созыва. Что было сделано за прошедший год? О принятых законопроектах, внешних векторах развития и основных направлениях работы, на реализации которых необходимо сосредоточиться, в эксклюзивном интервью K-News рассказал торага республиканского парламента Чыныбай Турсунбеков.

— Чыныбай Акунович, сегодня Кыргызстан активно развивает дружественные связи с Россией. Только за последние две недели наша страна стала объектом сразу двух значимых визитов по линии межпарламентского сотрудничества. Это приезд Председателя Государственной думы РФ Вячеслава Володина и визит Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко. В кулуарах эти визиты называют этакими «смотринами» в преддверии президентских выборов, которые состоятся в Кыргызстане 15 октября. Как вы прокомментируете эти слухи?

— Оба визита прошли в рамках межпарламентского сотрудничества между нашими странами. Визит Володина был посвящен, в первую очередь, совместной работе наших стран по миграционным проблемам, а Валентина Ивановна ознакомилась с реализацией нашего совместного проекта «Дети Содружества». Это замечательная идея, реализованная опять же в рамках сотрудничества Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. К нам приехали около 200 детей из семи стран СНГ. Цель этого проекта — продемонстрировать, что дети умеют дружить, несмотря ни на какие различия. Спасибо Валентине Матвиенко за теплые слова, которые она сказала в наш адрес журналистам о том, что мы, кыргызстанцы, не только бережно относимся к своей культуре, но и демонстрируем толерантность и уважение ко всем культурам, религиям и национальностям, которые проживают на нашей земле. Так что вряд ли эти мероприятия можно назвать «смотринами».

— Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего сотрудничества двух государств, и прежде всего в рамках ЕАЭС?

– Мы всегда тесно сотрудничали с Россией – и в рамках СНГ, и по линии ОДКБ. Но самая высшая точка нашего взаимодействия – это, конечно же, присоединение Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу. И об эффективности этого сотрудничества можно говорить уже сегодня. Например, в первом квартале этого года товарооборот между Россией и Кыргызстаном вырос на 2,7%. Это хороший показатель. Кроме того, отмечается рост объемов взаимной торговли и с другими государствами-членами ЕАЭС. При почти нулевой инфляции мы демонстрируем хорошие темпы роста. По итогам прошлого года ВВП вырос на 3,7%, рост промышленности составил 3,8%. Уверен, что это результат интеграции. Кыргызстан стал членом Евразийского экономического союза менее двух лет назад, и нам еще предстоит многое сделать. Когда мы видим проблемы, то обсуждаем их и совместно ищем пути решения. Сегодня многие моменты в рамках интеграции требуют внимания. Но главное, что руководство Кыргызстана уверено: альтернативы данному союзу нет и не может быть.

Сегодня между нашими государствами нет таможенных постов, мы являемся полноценными членами Единого экономического пространства. В целом же, дружественные отношения с Россией уходят корнями в далекое прошлое. Еще наши предки видели в России надежного и стабильного партнера. Сотрудничество с Российской Империей, начавшееся несколько столетий назад, помогло кыргызам сохранить свои территории и национальную идентичность. Одним словом, Кыргызстан в больших объятиях России не потерялся. Эта история многолетнего сотрудничества живет в памяти нашего народа. Чувство единства, общности между двумя народами – навсегда в сердцах и умах нашего народа. Это выбор наших предков, и мы продолжаем этот путь сотрудничества.

ЕАЭС открывает для Кыргызстана огромный рынок. Развитие каких секторов экономики должно стать для нас приоритетным, чтобы мы смогли быть конкурентоспособными на этом рынке?

— В первую очередь это развитие агропромышленного сектора. Наша земля обладает уникальными возможностями для производства качественной и экологичной продукции. Наша задача — не только производить сельхозпродукцию, но и перерабатывать ее, а затем поставлять на безграничный рынок ЕАЭС. И, повторюсь, пока у нас есть определенные проблемы технического свойства, но это лишь вопрос времени. Мы должны соответствовать стандартам, принятым в рамках Союза.

Нельзя не сказать и о трудовой миграции. Пока для нас это очень актуальный вопрос, и решать его в рамках ЕАЭС нам будет гораздо проще. Однако я с оптимизмом смотрю в будущее. Уверен, Кыргызстан обязательно придет к тому, что отечественные товаропроизводители встанут на ноги и начнут кормить свою страну, и нашим гражданам не придется покидать Родину в поисках работы.

Еще одно важное направление – это развитие туризма. Наш туристический рынок ориентирован на туристов из Казахстана и России. Соответственно, республике необходимо развивать свой потенциал и в этом направлении, чтобы Кыргызстан мог достойно конкурировать с туристическими центрами мира и тем самым вносить свою лепту в пополнение республиканского бюджета.

Сотрудничество с Россией затрагивает все важные сферы, над развитием которых работает Кыргызстан, начиная от финансового рынка и заканчивая туристической индустрией. Я думаю, это основные направления, которые мы должны сегодня развивать совместно с Россией и другими странами Евразийского союза.

Вместе с тем, у нашего сотрудничества есть и другой не менее важный аспект — это работа по обеспечению безопасности в регионе в рамках ОДКБ. Терроризм, наркотрафик, экстремизм остаются грозными вызовами, которым противостоять мы можем только вместе.

— Парламент является главным распорядителем государственной казны, именно ЖК принимает окончательное решение, куда и как будут потрачены бюджетные деньги. Сегодня треть внешнего долга КР направлена на строительство и реконструкцию дорог. Вы считаете оправданными эти траты?

– Уверен, что да. У нас главная жизненная артерия – это автомобильные дороги. У нас нет морского пути, слабо развито воздушное сообщение. Именно поэтому строительство магистрали «Север — Юг» как альтернативной дороги имеет для республики огромное значение. Во многом благодаря этой магистрали мы станем транзитной страной.

Без хороших дорог нам и туристов не видать. Ну, если и будут приезжать, то не так часто, как того хотелось бы. Нужно, чтобы люди к нам возвращались, а для этого дороги должны быть качественными и соответствовать мировым стандартам.

Вопрос в другом: насколько прозрачно и честно проводятся тендеры, чтобы вложенные деньги себя оправдали.

— Если уж мы заговорили о транспортных артериях и расширении возможностей в плане перевозок: что Вы думаете о проекте строительства железной дороги Китай – Кыргызстан — Узбекистан?

– Это очень интересный проект, и сегодня существует несколько вариантов его реализации. Главное для Кыргызстана сегодня – чтобы в случае реализации проекта наша республика получила свою выгоду от строительства новых железнодорожных путей. Но, на мой взгляд, сегодня гораздо важнее для Кыргызстана построить железную дорогу от города Балыкчы до Кара-Кече. Благодаря этому внутреннему пути Кыргызстан сможет полностью обеспечить себя углем. Нам больше не придется закупать уголь из других стран, поскольку начнет функционировать самостоятельная транспортная артерия от одного из самых крупных угольных месторождений страны.

На двусторонних встречах мы постоянно заявляем, что у нас под землей хранятся миллиарды тонн угля. Однако грош цена такому богатству, если мы не используем свои возможности. Для реализации данного проекта одного желания мало, должна быть проведена программная работа. Когда речь идет о строительстве железной дороги, мы должны в первую очередь отталкиваться от таких интересов.

— Кстати, о дорогах. Сегодня в Бишкеке идет активная фаза реконструкции дорог, которая привела к тому, что муниципальным службам приходится вырубать сотни, если не тысячи, не только больных и старых деревьев, но и молодых и здоровых. Оправданы ли подобные меры, ведь ранее Бишкек был известен как самый зеленый город в Центральной Азии?

— Надо понимать, что город растет, а количество автомобилей на улицах Бишкека увеличивается. Все это вызывает необходимость расширения дорожной инфраструктуры, которая была спроектирована еще в советские годы. Я считаю, что необходимо разработать проект городской инфраструктуры, который рассчитан на несколько десятилетий вперед. Это касается не только дорог, но и обеспечения бишкекчан водой, электричеством, канализацией и так далее. В том числе необходимо предусмотреть и вопросы реализации экологической политики: мы должны беречь зеленые насаждения, чтобы горожане могли дышать чистым воздухом. Для решения подобных проблем нужен комплексный подход. Латанием дыр на дорогах, местечковой вырубкой деревьев и заменой нескольких метров труб мы проблему не решим. Тут нужна более масштабная и долгосрочная программа, и тогда наша столица преобразится.

— Завершилась работа второй сессии Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Как вы прокомментируете работу шестого созыва?

– Очень большая работа была проведена депутатами Жогорку Кенеша в регионах. Обо всем не расскажешь. Запомнилась такая проблема, как несправедливое распределения социальных пособий для малоимущих и многодетных семей. Люди нам рассказали, что из-за коррупции в списки нуждающихся в поддержке государства граждан попадают не те, кто по-настоящему испытывает острую нехватку финансов, а те, кто дает взятки. Поэтому мы приняли новый законопроект, согласно которому пособия будут выдаваться всем нуждающимся без ограничения. Были, конечно, оппоненты этой инициативы. Их главный аргумент, что за счет государства будут богатеть и без того обеспеченные семьи. Но я считаю, что благодаря этому закону в стране не останется остро нуждающихся в материальной помощи людей. Закон есть, теперь необходимо найти средства на его реализацию.

Кроме того, мы в первом чтении приняли законопроект о повышении пенсии учителям, у которых стаж работы превышает 25 лет. До этого рассмотрели еще один законопроект, где мы делали особый акцент на отдаленные районы. В некоторых высокогорных районах живут и трудятся люди, которые не получали деньги за переработку. Такие нюансы тоже были учтены, и мы их исправили. Медленно, но верно ситуация в этом секторе улучшается. Это лишь три закона, которые мне кажутся наиболее социально значимыми. В целом я считаю работу VI созыва депутатов вполне удовлетворительной, хотя нас немало критиковали. Иногда заслуженно. Конечно, были в нашей работе пробелы, были и скандалы, и курьезы. Но, как говорят, кто не ошибается, тот ничего не делает.

Поделиться