13 февраля 2017 года ГСБЭП КР предъявило журналисту Эльнуре Алкановой обвинение по статьям «Незаконный сбор данных, составляющих коммерческую тайну» и «Разглашение банковской тайны». В обвинении говорится, что журналист незаконно завладела «устными комментариями» сотрудника банка и была с ним в сговоре. Об этом сегодня, 19 февраля, рассказала сама Алканова.
Она недоумевает, каким образом можно «завладеть устными комментариями», и ставит под сомнение само обвинение ГСБЭП. Вся эта история началась после публикации видеоматериала по поводу продажи коттеджей «Идеал Хаус».
Алканова отметила, что объект в 2013 году эксперты ГКНБ оценили на сумму свыше 700 млн сомов. ФУГИ в 2017 году объявило тендер, участниками стали «компании-пустышки», потому что они ничем активно не занимались.
«Вопрос обсуждался даже в парламенте. Были факты, что учредитель компании-покупателя был братом руководителя в «БТА банке». Представители банка сами подтвердил, что документы подлинные. Генпрокуратура опровергает все факты нашего сюжета, но подтверждает, что Капар Исаков является советником в банке», — говорит Алканова.
Несмотря на все свои опровержения, ГП все же завела уголовное дело по факту заниженной цены коттеджей.
Адвокат журналиста Жыргал Бабаев считает все действия правоохранительных органов необоснованными. Алкановой запретили выезд из страны, когда она была в статусе свидетеля. Сотрудники ГСБЭП сняли запрет после решения суда.
«Самое интересное началось после этого — Алканову вызвали снова в ГСБЭП. Мы думали, что в качестве свидетеля. Следователь без достаточных оснований предъявил обвинение по статье «Получение данных незаконным способом» и «Разглашение банковской тайны». Я считаю, что обвинение в незаконном сборе данных необоснованно. К данным банка у нее не было доступа, чтобы разглашать банковскую тайну», — говорит адвокат.
Он отметил, что статья «Разглашение банковской тайны» может быть применена к работникам банков, но не к журналисту.