Кыргызстан предвыборный. Улицы, дороги, подъезды жилых домов, остановки в ярких плакатах, многообещающих лозунгах и призывах. Полным ходом идет предвыборная гонка, развернувшаяся между 14 политическими партиями. В этот период, каждый гражданин как никогда понимает свою ценность как избирателя, и чувствует «любовь» политиков. В регионах ощущается заметное оживление, ведь основная агиткампания проводится именно там. Людей собирают в клубах, стадионах и просто на улицах.
По мнению некоторых экспертов, нынешняя агитационная кампания считается одной из самых дорогих в истории парламентских выборов. Кандидаты в депутаты не жалеют ни сил, ни средств, привлекают зарубежных политтехнологов. Однако, несмотря на применение новых технологий в рекламе и пиар деятельности, использование социальных сетей — все эти предвыборные рекламные кампании партий друг от друга мало чем отличаются. Ленты информагентств заполнены заявлениями политических объединений, программы телеканалов агитационными роликами. Агит-календарями, которые щедрой рукой раздают на право и на лево, никто не пользуется, а газеты особо не читают.
«Как такого позиционирования, брендинга партий не происходит. Те же партии СДПК, «Ата Мекен» используют услуги иностранных пиарщиков, рекламщиков, но у них нет открытого общения, нет коммуникационной стратегии, а без нее все эти инструменты не будут работать. Пусть вешают супер билборды, используют новейшие технологии, но кто их целевая аудитория и доходит ли до них их сообщение в том формате, который они хотят, и какое изменение в сознании избирателя хотят добиться, непонятно, то есть, те же лица, изображенные на баннерах, лозунги, не работают», — отметила PR-специалист Элира Турдубаева.
Независимый медиа-эксперт Гульнура Торалиева констатирует, в большинстве своем приемы, подход партий к агитации остался прежним. Ничего нового партии не придумали. В основном используется метод загона населения на концерты, где со своей речью выступают ведущие члены партий, выкрикиваются лозунги и так далее.
«В основном партии не говорят о своих программах, делают упор на популистские нереалистичные лозунги, невыполнимые при нынешних возможностях бюджета государства. Также складывается ощущение, что партии просыпаются ровно перед агитационной кампанией и поэтому их ролики сырые, а баннеры сделаны наспех, с некачественными фотографиями, портретами лидеров и членов партий», — сказала она.
K—News спросил мнение специалистов о том, насколько выигрышными или наоборот проигрышными получились агитационные материалы партий.
Лозунг говорит о том, что СДПК и ранее была опорой для народа, и до выборов они работали, решали проблемы, существовали на политической арене. У них осталась та же самая стратегия, программа, планы, они хотят сохранить статус-кво, оставить все как было, и есть. Хотя на выборах наоборот нужно предлагать новые проекты. Также они хотят донести до электората, что являются сильной партией, стоящей у власти, и до сих пор продолжают оставаться сильной. Но это не работает эффективно, даже может вызвать негатив, ведь не весь электорат думает, что СДПК решает все проблемы, считает Элира Турдубаева.
Эксперт Гульнура Торалиева подчеркивает, что агитационные материалы партии очень грамотно визуально оформлены. Но СДПК приписывает себе много достижений, которые были сделаны усилиями не только партии, а всего общества. В этом смысле нужно указывать более реальные достижения. Также партия сильно рассчитывает на авторитет президента, и пытается апеллировать успехами в области политики, экономики, которые были достигнуты главой страны.
На баннерах партии «Ата Мекен» нет ни фото лидеров, ни обещаний, ни месседжей, с которыми обращается к избирателям.
«Однако это ошибочная стратегия, потому что электорату надо сообщить, какая у партии программа, цели на ближайшие 5 лет. Население только знает, что «Ата Мекен» — оппозиционная партия, а какие законопроекты намерена продвигать, каких результатов ранее добилась партией не отмечено», — сказала PR-специалист Элира Турдубаева.
По ее мнению, выигрышными смотрятся баннеры партии «Республика-Ата-Журт», которая выступает с более определенными месседжами, например, касательно выборов мэра горожанами, прекращения коррупции на дорогах. Также партия рассказывает о результатах последней 5-летней деятельности, приводя в пример отмену техосмотра, доверенности на авто. Спорный вопрос лишь в том, добивались ли этого только партия или все правительство.
Партия вышла на выборы с лозунгом «Реформа», представив проекты по реформированию существующей системы в различных сферах деятельности. Баннеры партии охватывают основные тезисы предвыборной программы.
«Партия «Республика-Ата Журт» нацелена на более прогрессивную молодую часть общества, и делает упор на городское население, которым более понятны посылы о реформах. Я вижу старания партии более креативно подойти к процессу агитации», — считает Гульнура Торалиева.
В развитых зарубежных странах применяют метод, когда партия выбирает определенную аудиторию избирателей, например беременные женщины или пенсионеры, студенты, и организуют акции, ориентированные именно на эти категории.
«В этом случае партия «Онугуу» выбрала целевую аудиторию – жители Бишкека и решила заняться одной из проблем столицы – освещением. Но стоит отметить, что партия выбрала слишком узкую аудиторию, также есть более актуальные проблемы горожан, такие как мусор, разбитые дороги, нежели освещение», — заявила Элира Турдубаева.
Представители партии показали креативность, представив проект со слоганом «Политика света». Однако сложилось ощущение, что кроме решения проблемы с освещением в Бишкеке, партия больше ничего не предлагает. Кроме того, плохо подобрана цветовая гамма, из-за чего баннеры просто не читабельны.
«Кыргызстан» вышел на выборы со слоганом «Все обещают, а мы делаем». Стоит напомнить, что партия новая, каких-либо результатов ее деятельности еще нет, следовательно, возникает вопрос: что конкретно делает эта партия сейчас? Кроме звучного названия и эмблемы, похожей на флаг соседнего Казахстана, пока ничего непонятно. С таким лозунгом можно было бы выйти партии, имеющей более долгую историю существования, нежели новой.
«Партия не так давно существует, но при этом лозунги звучат так, будто партия много чего сделала. Партию я бы описала как партию артистов, она ориентируется на людей сферы культуры и хочет взять зрелищностью. Для меня программа партии кажется невнятной, нечеткой», — призналась Торалиева.
«Бирболовцы» не стали придумывать ничего нового, воспользовались старыми приемами, развесив баннеры с изображением ведущих лидеров партии. По мнению экспертов, это неэффективная рекламная стратегия. Партия выбрала многообещающий слоган «команда профессионалов», однако когда избиратели видят в первых рядах довольное лицо экс-премьер-министра Игоря Чудинова при правлении Курманбека Бакиева, складывается некое негативное впечатление.
«Эту методику использовали при прежней системе выборов депутатов. Они назвали себя командой профессионалов, но в какой сфере, и чего достигли? У них красивая обертка и обещающие лозунги, но чтобы убедить людей это не помогает», — говорит Элира Турдубаева.
Программа партии «Прыжок барса» до сих пор непонятна избирателям, признается медиа-эксперт Гульнура Торалиева. Замахнувшись на такой символ, нужно было выстрелить ярко, партия могла бы нанять фотографа, который делает более качественные фотографии, считает она.
Роль политической культуры направлена на снижение политических рисков, рисков, ухудшающих социально-экономическую ситуацию. Сегодня перед обществом стоит много вызовов, о которых мало кто говорит, но которым нужно уделить большое внимание.
В гонке за заметками в информагентствах, за минутами в телесюжетах, количеством баннеров, организацией зрелищных концертов с привлечением знаменитых певцов партии забыли главную миссию — развитие политической культуры, поднятие на новый уровень качество обсуждения условий жизни кыргызстанцев, поднятие на новый уровень сам дискурс о проблемах страны и решениях. Именно этим должны заниматься партии – сегодняшняя элита, роль которой во все времена была значимой для истории государства.