Шестой созыв Жогорку Кенеша показал свое истинное лицо: Кыргызстан окончательно убедился, что получил марионеточный парламент. В руках умелого кукловода депутаты готовы безропотно действовать так, как «надо».
Вчера ЖК не смог избрать омбудсмена. Цирк длился почти пять часов. Три тура. Но уполномоченного по правам человека кыргызстанцы так и не получили.
Все кандидаты были достойными…
Накануне во всем мире отмечали День прав человека. И так совпало, что именно в этот день депутаты ЖК КР решили избрать главного правозащитника страны, без которого гражданам приходилось обходиться последние полгода. Однако нардепам не удалось сделать подарок своим избирателям и многочасовые выборы никакого результата не принесли.
В этот раз на пост омбудсмена претендовали 8 кандидатов от 6 парламентских фракций. Это мало, по сравнению с прошлым разом, когда на должность было 45 желающих.
Вчерашнее заседание не предвещало сюрпризов. Уже с утра в кулуарах гулял слух о том, что коалиция большинство определилась с кандидатом и им, скорей всего, станет Турсунбек Акун. К счастью, прогнозы не сбылись.
Начинались выборы, как обычно: лидеры фракций представили своих кандидатов, а те, в свою очередь, рассказали о своем видении работы Института омбудсмена, а после перешли к вопросам-ответам.
Стоит отметить, что в этот раз депутатам представили большой выбор, несмотря на малочисленность потенциальных омбудсменов. Среди кандидатов были и бывшие акыйкатчы, и люди с правозащитным опытом, и экс-силовики, и те, кто боролись с их произволом, в частности выступали против пыток. Среди претендентов был бывший депутат, и экс-учителя, и зоотехники, и инженеры. В общем, выбор весьма разнообразен, но и это не помогло депутатам определиться и остановиться на одном кандидате.
«Состав кандидатов был определенно лучше. Раньше на выборы могли десятки кандидатов выходить, в этот раз было всего лишь 8 человек, и было бы правильным выбрать одного из них. Я не думаю, что кандидаты не устроили депутатов, они были достойные», — отметил депутат Дастан Бекешев.
Что же помешало парламентариям выбрать нового омбудсмена из этого «определенно лучшего списка»? Даже в три тура не смогли выбрать омбудсмена. Неужели не было достойных? Нет, признаются сами депутаты, и называют вчерашнее голосование «политическими играми» и «защитой фракционных интересов».
Не доставайся же ты никому!
По итогам первого тура больше всего голосов набрала кандидат от фракции «Ата Мекен» Гульгакы Мамасалиева, за нее бюллетени подписали 28 депутатов. Во второй тур вышла также кандидат от фракции «Республика — Ата Журт» Атыр Абдрахмаова, набрав на пять голосов меньше — 23 «за». Выдвиженец СДПК Гульнара Жамгырчиева, бывший депутат и настоящий исполняющий обязанности омбудсмена, набрала всего 17 голосов. Стоит отметить, что у социал-демократов в ЖК 38 мандатов. Получается, во фракции нет согласия? Ведь кандидатуру Жамгырчиевой утверждали всем составом, а в итоге поддержали меньше половины. Именно это обстоятельство, считают некоторые депутаты, и стало причиной провала выборов главного правозащитника страны. В последующих турах и вовсе пошел разброд.
«Некоторые люди не захотели, чтобы омбудсмен был выбран сегодня. Кандидаты тут ни при чем, просто есть люди, которые хотят, чтобы все зависело от них, чтобы они принимали решения. Их не устроило, что их кандидат не набрал нужного количества голосов. Я лично слышал, как лидеры коалиции призывали голосовать против кандидата в третьем туре», — рассказал атамекеновец Сайдулла Нышанов.
Кто эти «некоторые люди», депутат не пояснил. Те самые кукловоды? Без ответа остался и вопрос об «их кандидате». Вероятно, имелась в виду Жамгырчиева — претендент от СДПК. Хотя и тут непонятно, на что надеялись социал-демократы, если даже собственная фракция не смогла объединиться и поддержать свою кандидатку.
Отдельные депутаты отмечали, что она не смогла ответить на элементарные вопросы, хотя последний год работает в Институте омбудсмена. «В первом туре, наверное, каждая фракция голосовала за своего кандидата. А после уже стало понятно, кто и что из себя представляет, потому и голоса стали разделяться. Во второй тур пошли кандидатуры (Мамасалиева и Абдрахматова — прим. K—News) достаточно сильные, обе известные, с правозащитным прошлым и правозащитным мышлением. Все это вселяло надежду, что мы выберем наиболее сильного кандидата. Но, к сожалению, так получилось, что в третьем туре фракции большинства сгруппировались и работа шла практически на срыв выборов. Печалит тот факт, что преобладает приоритет фракционных интересов над государственными и интересами становления нормальных институтов по защите прав человека. Это и есть то, что может, в конце концов, угробить формальный парламентаризм. Прекрасно понимаю, что существуют фракционные интересы, но, в любом случае, парламентаризм предполагает конкуренцию, а, значит, победу сильнейшего. Нужно уметь признавать, что вы выбрали не самого лучшего и отдавать предпочтение сильнейшему. В угоду партийным интересам они закрыли глаза на объективность, и поэтому, в общем-то, не прошел достаточно сильный кандидат. Это прокол самой партии СДПК, что они при их возможностях выбрали заведомо слабого кандидата, хотя она проработала на этом посту шесть месяцев. У Жамгырчиевой и Акуна, была фора, они ведь работали в Институте омбудсмена, и знают не только извне и по закону, а изнутри», — отметила представитель фракции «Бир Бол» Чолпон Джакупова.
Единственным кандидатов в третьем туре стала Атыр Абдрахматова. Она набрала 46 голосов «за» и 69 — «против». Узнав об итогах голосования, теперь уже экс-кандидат выразила сожаление, что для депутатов главным является политика, а не интересы граждан в вопросе защиты прав. «Я хочу сказать, что омбудсмен должен быть политически нейтральным человеком, и я в своей программе заявляла, что не собираюсь вмешиваться в политику. Права человека могут затрагиваться в политических вопросах, но у нас столько нарушений в обычной жизни, что сначала омбудсмену нужно выправить ситуацию в каждодневных вопросах. Я это знаю отлично, сама проходила через эти трудности, старалась помогать другим людям, которые сталкивались с этими проблемами. Буду продолжать помогать гражданам», — добавила она.
Правозащитник посетовала, что депутаты, обвинявшие бывших акыйкатчы во вмешательстве в политические интриги, сами стали заложниками подобных игрищ. «Все кандидаты достойны, и у парламентариев была возможность услышать требования общества и выбрать нового омбудсмена. Но вместо этого принято политическое решение. Несмотря на то, что наши парламентарии критиковали бывшего омбудсмена за то, что он вмешивался в политические вопросы, был замешан в скандальных делах, вчера они сами устроили политические интриги. Стало понятно, что в Кыргызстане ни профессионализм, ни объективность, ни искреннее желание бороться за справедливость не нужны. Надеюсь, что следующие кандидаты будут достойными, и новый омбудсмен сможет переориентировать деятельность этого института, не станет заниматься политическими вопросами, а будет отстаивать права обычных граждан», — подчеркнула Атыр Абдрахматова.
Не все так плохо…
Несмотря на жалкую картину, продемонстрированную большинством, отдельные депутаты доказали, что они не слепо следуют партийным интересам, а могут включать здравый смысл. Тому свидетельство хотя бы тот факт, что большинством голосов «прокатили» кандидата от фракции «Ата Мекен» Турсунбека Акуна. Перед третьим туром лидер социалистов Омурбек Текебаев даже призвал коллег поддержать Атыр Абдырахматовой, невзирая на то, что она выдвигалась от оппозиционной фракции «Республика — Ата Журт». О взаимной «симпатии» лидеров двух политобъединений рассказывать излишне. Но эта нелюбовь не помешала Текебаеву трезво посмотреть на ситуацию, признать, что у Абдрахматову поддерживает больше депутатов, чем Мамасалиеву.
Не преследовать узко корыстные и личные интересы призвал коллег и Омурбек Бабанов, поблагодарив своего тезку за открыто высказанную позицию, он обратился к депутатам и отметил, что надо выбирать достойные кадры.
«Вчера допоздна внутри парламента шла достаточно сильная борьба между здоровыми силами и между теми людьми, которые исповедуют неправильное понимание парламентаризма и понятие партийных интересов. Раскол парламента, объединение сильных людей вокруг достойного кандидата говорит о том, что не все так однозначно плохо. Это только начало. Надежда есть. Те, кто формально проиграл, выиграли в общественном мнении, они смогли представить сильного кандидата, который нашел поддержку гражданского сектора и смог объединить оппозицию с людьми из коалиции большинства. Победа в общественном мнении дорогого стоит и ради этого стоило отстаивать интересы своего кандидата. Этот раскол знаменательный и показательный. Лично для меня не осталось негативного впечатления, все прошло не зря», — отметила Чолпон Джакупова.
Новые выборы уполномоченного по правам человека состоятся через месяц. Накануне спикер Асылбек Жээнбеков (СДПК) отвел фракциям 30 дней на подготовку новых кандидатов, выдвижение и голосование. Явный провал этих выбором многих выбил из колеи. Смогут ли скоро реабилитироваться? А главное, смогут ли на этот раз выбрать достойного, отодвинув на задний план собственные обиды и интересы? Это станет известно совсем скоро.