На контрольно-пропускном посту «Ак-Жол» на кыргызско-казахстанской границе взимают взятки и сборы с дальнобойщиков, везущих грузы в обоих направлениях. Корреспондент K-News стал свидетелем происходящего.
Основной целью очередного визита K—News на границу стало желание проверить работу весов для взвешивания большегрузных автомашин, которые, якобы, не работают. Но в ходе поездки удалось выяснить факты нарушения закона: сотрудники Министерства транспорта и коммуникаций взимают деньги за осуществление весогабаритного контроля при отсутствующих весах и самовольно устанавливают ставки сборов с каждого грузовика, а таможенники и сотрудники Главного управления безопасности дорожного движения требуют взятки с водителей грузовиков.
Весогабаритный контроль на КПП «Ак-Жол»
Напомним, на встрече с журналистами 12 августа текущего года представители Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызстана сообщили, что на ряде контрольно-пропускных пунктов на границах Кыргызстана, в том числе на КПП «Ак-Жол», установлены автомобильные весы для взвешивания большегрузных автомашин.
Спустя два месяца в Антикоррупционном деловом совете (АДС) сообщили, что гражданская комиссия выявила грубое нарушение при осуществлении весогабаритного контроля на посту «Ак-Жол»: сотрудники Минтранса требовали у дальнобойщиков деньги за перевес груза, не выдавая взамен квитанций. По словам сотрудников АДС, необычность этому обыденному явлению придает то, что деньги за «зафиксированный перевес» взимались при неработающих с 2008 года весах.
Однако в пресс-службе Министерства транспорта и коммуникаций эту информацию опровергли, сообщив, что на КПП «Ак-Жол» весы работают с 2006 года. Работоспособность весов, якобы, подтверждена Национальным институтом стандартизации и метрологии.
Табличка вместо весов
Прибыв на границу, корреспондент K—News осмотрел так называемые «весы», где должны взвешиваться грузовики. Ими оказались разрытый участок асфальта и новенькая табличка о весогабаритном контроле. Само место находилось в 150-200 метрах от непосредственно КПП «Ак-Жол».
По словам консультантов Антикоррупционного делового совета (АДС), ранее на этом месте располагалась автостоянка такси, но после письма АДС о неработающих весах, машины были убраны, территория огорожена и установлена табличка о весогабаритном контроле.
В кабине грузовика
После этого корреспондент K—News направился непосредственно на КПП «Ак-Жол», чтобы найти грузовик и водителя, который позволил бы проехать до пункта весогабаритного контроля. Автомашина, причем единственная на тот момент с грузом, была найдена сразу, а водители Фархад и Алексей (прим.ред. — имена изменены) согласились прокатить в кабине журналиста. Однако после этого пришлось ждать еще час, пока они завершили оформление и регистрацию всех документов на контрольно-пропускном пункте.
Наконец, все бумаги были оформлены, процедуры завершены, после чего Фархад любезно уступил место напарника в кабине грузовика и своим ходом пошел до пункта весогабаритного контроля.
Сев в кабину, репортер K—News успел коротко переговорить с водителем Алексеем, который рассказал, что с Фархадом едет с грузом из России. В ответ на вопрос о размерах поборов на КПП «Ак-Жол», он усмехнулся и ответил, что «лучше не знать» точные суммы.
«Берут где только можно: на границе, на пункте весогабаритного контроля, ГАИ-шники, причем как казахи, так и наши. На весогабаритном берут по-разному, максимум, бывает 500 сомов, но с пустых «фур» не взимают. Ну, сейчас сам все увидишь», — пообещал Алексей, доехав до шлагбаума.
Шлагбаум поднялся, после чего мы без остановки проехали мимо «весов» и были остановлены в 10 метрах от него сотрудником пункта весогабаритного контроля. Алексей вытащил папку с документами и позвал меня с собой.
«Если что, спросят, скажи, что ученик», — напутствовал он.
[attachment:11148]Сборы за весогабаритный контроль и проезд
Войдя в помещение пункта весогабаритного контроля, мы поздоровались с двумя пожилыми сотрудниками в старой, висящей мешком, незаправленной камуфляжной форме. Один из них опросил Алексея о марке грузовика, перевозимом грузе, пункте отбытия и назначения, после чего записал все данные на простой листок формата А4. После этого оба сотрудника молча и выразительно посмотрели на Алексея, который сделал непонимающий вид.
Алексей: Что-то еще?
Сотрудник № 1: Теперь плати за весогабаритный контроль и взвешивание.
Алексей: Какое взвешивание? У вас же даже весов нет!.
Сотрудник № 2 (повысив голос): Ты что прикидываешься? В первый раз что ли здесь? Как будто не знаешь, что надо платить.
Алексей: Я давно тут не ездил, не помню уже об этом. Ну, ладно, сколько надо?
Сотрудник № 1: Ну, 200 сомов плати и хватит.
Алексей вывернул пустые карманы и показал, что у него ничего нет.
Алексей: У меня есть только 40 сомов, и то, в машине. Если хотите, сбегаю и принесу, но больше ничего дать не смогу. К тому же, я не знаю, куда эти деньги пойдут, за что вы собираете их.
Сотрудник № 2: Мы тебе чек выпишем и отдадим, все нормально будет.
Алексей: Да вам этот чек и то, что вы записывали тут, извиняюсь, до одного места!
Видя, что водитель не собирается им уступать, оба сотрудника переглянулись. Тем временем с поста «Ак-Жол» выехал второй грузовик и один из сотрудников, заметив это, схватил милицейский жезл и выбежал из помещения, чтобы остановить его. После этого Алексея отпустили и ему пообещали, что в следующий раз он так «не отделается».
«И так бывает каждый раз, когда тут проезжаете?», — поинтересовался корреспондент у водителя, выйдя из помещения.
«Ага, но я легко отделался. Однако это еще не все, вон ГАИ-шники стоят, они тоже берут», — ответил Алексей, указав на пост ГУБДД в 20 метрах впереди.
Сев обратно в грузовик, мы успели проехать эти 20 метров, как один из сотрудников ГУБДД остановил грузовик. На этом посту дежурили 2 сотрудника ГУБДД, 2 автоматчика и сотрудник транспортной милиции.
Помимо водительских прав и документов о грузе, они потребовали показать доверенность на управление грузовиком и перевозку грузов. Вместо этого Алексей положил под папку с бумагами на столе 40 сомов.
«Я у него спрашиваю доверенность, а он что взамен дает. Эх ты!», — усмехнулся сотрудник ГУБДД, заполнявший документы. А что так мало? Надо больше ложить».
«Больше нет, это все, что у меня осталось. «Ободрали» меня уже по полной и россияне, и казахи, и наши таможенники», — раздраженно пожаловался Алексей.
«Ладно, иди. Эх, не тому ты учишь своего ученика. Не так надо учить его, а то научишь на свою голову и будет, как ты делать», — снова усмехнулся сотрудник ГУБДД на прощание.
Отойдя от поста ГУБДД и подойдя обратно к грузовику, Алексей и подошедший Фархад рассказали, что это уже четвертая взятка при пересечении кыргызско-казахстанской границы. По их словам, на КПП «Кордай» им пришлось выплатить 21 тысячу тенге за оформление документов, далее их обирали на КПП «Ак-Жол».
«Наши таможенники потребовали заоблачную сумму за проставление печатей на документах. Я подхожу, даю документы, а мне девушка-таможенница на калькуляторе набрала цифру в 5 тысяч и показала мне. Пришлось отдать, иначе они не поставили бы печати на нужных документах», — рассказал Алексей.
Он добавил, что им толком не объяснили, за что взяли деньги, однако при отказе платить им угрожали тем, что печати не будут проставлены.
После этого взятки требовали только на пункте весогабаритного контроля и посту ГУБДД, свидетелем чего и оказался корреспондент K—News. По словам Фархада, такое происходит каждый раз при пересечении границы, однако во время приезда в Кыргызстан, «стараются брать меньше».
Водители не знают, за что платят
Антикоррупционный деловой совет в сентябре-октябре провел на КПП «Ак-Жол» опрос предпринимателей, занимающихся торговлей между Кыргызстаном и Казахстаном, а также водителей грузовиков о проблемах, с которыми они сталкиваются при переходе КПП «Ак-Жол».
Одним из самых распространенных нарушений со стороны таможенников участники опроса назвали вымогательство «вознаграждения» за снятие пломбы с транспорта и оформление документов грузовых автомобилей, вывозящих товары из Кыргызстана. Однако еще больше опрошенных отметили удовлетворительную работу сотрудников Государственной таможенной службы.
Однако почти все участники опроса жаловались на работу сотрудников Министерства транспорта и коммуникаций, осуществляющих весогабаритный контроль. 18 водителей грузовиков из 20-ти опрошенных отметили, что весогабаритный контроль над транспортом вообще не осуществляется, все 20 водителей рассказали о сборах за осуществление этого контроля, 17 водителей признались, что не знают, за что они платят сборы.
Правила осуществления весогабаритного контроля
Министерство транспорта и коммуникаций в своем сообщении о работающих с 2006 года весах ссылалось на постановление правительства «Об утверждении порядка пропуска транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования», принятом 8 августа.
Статья 4 положения «О порядке пропуска транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» предусматривает осуществление контроля над общей массой, осевой нагрузки, измерение размеров и других параметров транспортных средств (весогабаритный контроль).
Статья 4 вышеуказанного положения предусматривает, что размеры сборов за осуществление весогабаритный контроль определяются правительством, а не служащими Министерства транспорта и коммуникаций на местах.
Статья 7, часть 3 содержит норму, что контроль над пропуском транспортных средств организовывается только с применением транспортных весов (прим.ред — на КПП «Ак-Жол» весы отсутствуют) на стационарных или передвижных постах.
Статья 8 положения содержит разъяснения, как осуществляется контроль над пропуском транспортных средств на пунктах весогабаритного контроля (прим.ред — при наличии весов):
— остановка транспортного средства, проверка и изучение проездных документов транспортного средства;
— принятие решения о направлении транспортного средства на взвешивание и измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других линейных параметров;
— взвешивание и измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других линейных параметров транспортного средства. В случае несоответствия весогабаритных параметров допустимым значениям транспортное средство направляется с определением места для временной парковки;
— взимание сборов за взвешивание и измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других линейных параметров транспортных средств и выдача квитанции (прим.ред – чек можно считать квитанцией) об оплате сборов;
— регистрация соответствующих данных в журнале учета и контроля (прим.ред — не на листке А4);
— обеспечение своевременного заезда и выезда транспортных средств в пунктах весогабаритного контроля.