Близится день голосования за кандидатов в депутаты местных кенешей. И чуть ли не с начала предвыборной гонки не умолкают речи о том, что партии, имеющие в своих руках административный ресурс, будут его использовать, что снова на участках будут и «карусели», и вброс бюллетеней, и «мертвые души» в списках.
При этом, после подведения итогов кандидаты начинают предъявлять претензии друг к другу, обвинять победителей во всех тяжких. Но почему никто из обманутых граждан не требует ответа у людей, непосредственно отвечающих за честность выборов – у членов и председателей избирательных комиссий?
В Кыргызстане за фальсификацию избирательных документов, документов выборов или неправильный подсчет голосов членам избирательной комиссии может грозить уголовная ответственность. Как рассказала информагентству K-News заведующая отделом правового обеспечения Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Асель Кадыркулова, члены избиркомов могут нести так же административную ответственность за определенные нарушения с их стороны.
«Пока выборы не прошли, пока нарушения не выявлены, а вина членов избиркомов не доказана, нам сказать по этому вопросу нечего. Отмечу лишь, что за разные нарушения – разная ответственность. Все зависит от конкретного случая», — подчеркнула заведующая правовым отделом.
Ответственность членов избирательных комиссий прописана в статье 141 Уголовного кодекса Кыргызстана. В соответствии с ней, за фальсификацию избирательных документов, или заведомо неправильный подсчет голосов, а также за намеренно неправильное установление результатов выборов, нарушение тайны или порядка голосования предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 500 до 700 минимальных расчетных показателей или лишение свободы от двух до пяти лет.
За те же действия, совершенные председателем, заместителем председателя, секретарем избирательной комиссии, в том числе и по предварительному сговору, данным лицам грозит штраф от 700 до 1000 минимальных расчетных показателей или лишение свободы от трех до семи лет.
В Кодексе «Об административной ответственности» за незаконную выдачу гражданам избирательных бюллетеней для голосования предусмотрен административный штраф в размере до 20 расчетных показателей или административный ареста на 15 суток. За вынос, копирование, распространение бюллетеней также оштрафуют на сумму от пяти до десяти расчетных показателей, а должностных лиц – от двадцати до тридцати расчетных показателей.
Так же председателей участковых, окружных избиркомов и ЦИК ожидают крупные штрафы, если они не предоставят или не опубликуют сведения об итогах голосования или результатах выборов.
Граждане Кыргызстана должны знать, что если в участковых комиссиях им не дают возможность ознакомиться со списками избирателей или ограничивают их права на предвыборную агитацию, они могут обратиться в суд и потребовать наказать виновных. За такие вольности на членов избиркомов наложат административный штраф в размере от двадцати до пятидесяти расчетных показателей.
Каждая избирательная комиссия в конце должна отчитаться о расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов. Если председатель не опубликовал эти сведения, ему грозит крупный штраф.
Понятно, что доказать вину или причастность члена избирательной комиссии к нарушениям, выявленным на участке, довольно сложно, а доказать сам факт нарушений – еще сложнее. Видимо, поэтому, несмотря на бесчисленные претензии кыргызстанцев к ходу голосования, люди, отвечающие непосредственно на местах за проведение голосования, чаще всего не несут никакого наказания за нарушения на их участках. Возможно, государству уже пора переключиться с бесконечного изменения выборного законодательства на механизмы его исполнения.