Аналитики полагают, что основные проблемы с трудовой миграцией возникают из-за позиции безответственных «работодателей», желающих нажиться на иностранных работниках.
Юрий Московский, ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при управлении Федеральной миграционной службы по Москве, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» уже не один год выступает в качестве аналитика по проблемам, связанным с миграцией, в том числе трудовой.
Известно, что сегодня значительный приток трудовых мигрантов дает России Центральная Азия, включая Кыргызстан. Поэтому он поделился специально для K—News мнением о том, какие проблемы сегодня связаны с миграционными процессами.
Юрий Викторович, присутствие на российском трудовом рынке мигрантов стало предметом многочисленных спекуляций со стороны различных политических сил. Некоторые, например, пугают, что вывоз трудовыми мигрантами валюты из страны подрывает экономику России.
Я полагаю, такие политики и публицисты находятся в плену стереотипов, имеющих мало общего с действительностью. Давайте посмотрим на цифры. Вы думаете, основной отток денежных средств из России сегодня идет в страны СНГ? Ничего подобного. Давайте поверим официальным источникам. По данным Центробанка, в 2011 году чистый отток частного капитала из России составил свыше 84 миллиардов долларов. И шли эти средства в основном в страны дальнего зарубежья, причем значительная часть – в оффшоры. Более того, если мы говорим о переводах физических лиц, то и они куда больше средств переводят в страны, так называемого, «дальнего зарубежья». За первое полугодие 2012 года объем таких переводов превысил 13 миллиардов долларов. Тут лидирующими направлениями оказались Швейцария и США. Сравним это с 8 миллиардами, которые в среднем за год переводят в страны СНГ. А «наши» 8 миллиардов с 406 миллиардами, которые переводятся иностранными рабочими по всему миру. Так что вывоз средств в Центральную Азию практически никак на макроэкономические показатели России не влияет.
В России сегодня очень модно говорить о проблеме нелегальной миграции…
На самом деле, ситуация поменялась. Не стоит, на мой взгляд, и пересказывать байки о 10-12 миллионах иностранцев, которые, якобы, сейчас находятся в России. Те, кто оперирует подобными цифрами, ссылается на статистику пересечения границы. Но вот в здании Госдумы РФ, например, ежегодно фиксируется около миллиона посетителей. Это же не значит, что они все в настоящий момент находятся там! По оценкам, которые многократно озвучивались на заседаниях Общественно-консультативного совета, в российской столице, например, пребывает единовременно не более 700 тысяч иностранцев (на 11,5 миллиона жителей). Всех, включая работников ЖКХ, строителей, официантов, предпринимателей, студентов, школьников, туристов, сотрудников посольств, и так далее. А ведь Москва – самый привлекательный для мигрантов регион (в Москве и области сосредоточена треть всех приезжающих к нам иностранных «мигрантов»).
И, следует отметить мнения экспертов, высказываемые на заседаниях не только нашего Общественно-консультативного совета, но и на заседаниях Общественного совета Москвы и Общественной палаты России, что основные проблемы с трудовой миграцией возникают от позиции безответственных «работодателей», желающих извлечь максимальную личную прибыль за счет нещадной эксплуатации иностранных (да при случае и российских) работников. К слову сказать, значительная часть этих фирм, так или иначе, взаимодействует со структурами правительства Москвы, особенно в сфере ЖКХ, в городском строительстве. О том, что на их территории есть нелегальные общежития, где люди живут в неприспособленных помещениях — подвалах, на чердаках, известно руководству ЖЭКов и участковым из полиции. Может все дело в том, что это приносит немалый доход?
Теперь собственно о «нелегалах». Конечно, такие случаи есть, но сегодня иностранному гражданину проще официально зарегистрироваться, чем быть без регистрации – так поставлена работа правоохранительных органов. Это все равно, как без прав ездить: теоретически можно попробовать, но замучаешься объясняться. Основная проблема — это нелегально работающие и получающие деньги «по договоренности», но это относится не только к иностранным работникам, но и к россиянам. Предпринимателю сейчас лучше легально оформить прием на работу иностранного гражданина, получив соответствующие квоты, чем рисковать получить штраф в 800 тысяч рублей за одного нелегально работающего иностранного гражданина, если он не из государств, входящих в Таможенный союз.
Если же говорить о трудовой миграции в целом, то это естественный процесс для всего мира. Замечу, кстати, что иностранцы, работающие в России, как и везде, разные. Дворники и официанты всем бросаются в глаза, а вот то, что в России зарегистрировано более 42 тысяч иностранных граждан, относящихся к категории «высококвалифицированных специалистов», мало кто знает. К этой категории относится немалое число и выходцев из азиатских государств, в том числе и стран Центральной Азии.
А какие реальные проблемы возникают в связи с трудовой миграцией из Центральной Азии?
Проблемы, конечно, есть. Москвичей, например, очень раздражают увеличившиеся очереди в поликлиники, как в платные частные, так и в государственные.
Приезжие из Центральной Азии, как, впрочем, и вообще из СНГ, как правило, не имеют страховых полисов на случай заболеваний.
А «патентники» медицинские справки предоставлять не обязаны, только если их работодатель сам ее добровольно у него потребует. Кстати, сейчас в России все иностранцы, не имеющие соответствующих медицинских полисов, не имеют права на бесплатную медицинскую помощь, кроме экстренной. Ведь умирать на улице человека же не оставишь.
В результате бюджеты России и регионов тратят большие деньги на лечение, обеспечение вызовов неотложной помощи иностранными гражданам, заболевшим зачастую еще до въезда в РФ. Которые не должны были вообще пересекать ее границы.
А от устраивающихся на работу разве не требуют справок о здоровье?
Подделка таких справок и медицинских книжек приняла массовый характер. Разумеется, поддельные медицинские справки и «липовые» освидетельствования массово получают как иностранцы, так и граждане России. Но мигранты вносят ощутимую лепту.
Надо сказать и еще об одной проблеме. Как утверждают эксперты, приезжие из Азии серьезно влияют на эпидемиологическую обстановку в России.
К тому же иностранные рабочие, въезжающие в Россию в безвизовом режиме, не обязаны представлять справку о своем здоровье сразу после появления в стране, и могут не проходить медицинское обследование, находясь в поисках работы до 90 суток. А ведь среди них есть те, кто болеет заразными заболеваниями. Реальных данных о состоянии здоровья приезжих практически нет: заболевшие иностранные работники выявляются зачастую только тогда, когда они попадают в стационар. Но и это не гарантия их дальнейшего лечения, так как к врачам они не ходят, а по указанным адресам зачастую не живут. Тысячи диагнозов по туберкулезу и другим заболеваниям мигрантам ставятся вне больницы, зачастую уже после смерти. Миграция, к сожалению, влияет на распространение не только туберкулеза, но и таких опасных инфекций как ВИЧ, гепатит, даже холера и так далее.
Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что таких больных намного больше, чем указывается в отчетах. Этому способствует отсутствие в России системы медицинского освидетельствования и мигрантов, но также и всеобщей диспансеризации граждан России. Поэтому, справедливости ради отмечу, что основные распространители этих заболеваний у нас все же сами россияне: сказывается общая социальная обстановка в стране, а также то, что основная масса переезжающих в поисках лучшей доли по стране, особенно в мегаполисы – это все же наши сограждане, о чем говорит и перепись населении.
То есть российские власти заинтересованы в том, чтобы заранее выявлять инфицированных людей, приезжающих на заработки?
На самом деле, в этом ничуть не меньше заинтересованы и сами трудовые мигранты. Из соображений экономии они часто живут скученно, нередко в неприспособленных для проживания помещениях – на чердаках, в подсобках, в промзонах. И риск заражения от соседей для них очень велик.
Что же Россия должна делать в этой связи?
В Госдуме 22 ноября состоялся круглый стол по этой проблеме, на котором я тоже изложил свою точку зрения. Надеюсь, результаты работы круглого стола впоследствии лягут в основу соответствующих нормативных документов. Целесообразно принять целый комплекс мер. Часть из них должна затронуть работодателей – например, можно ввести штраф для предпринимателей за прием на работу с поддельной медицинской книжкой до 800 тысяч рублей, как за нелегально работающего. Тогда они к выявлению фальшивок будут подходить куда внимательнее. Действенной мерой может стать штраф для медицинского учреждения, выдавшего справку о здоровье реально не осмотренному гражданину.
И требуется для упрощения проверки сформировать единый банк данных медицинских заключений, выдаваемых иностранным работникам, сначала на региональном, а потом и на федеральном уровнях.
Кроме того, желательно обязать медицинские учреждения (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. В случае укрывательства таких больных со стороны медицинских учреждений применять к ним санкции вплоть до отзыва лицензий.
С фирмами-однодневками, у которых, как у субподрядчиков, якобы, трудятся иностранцы, нужно бороться, введя ответственность для их генеральных подрядчиков – у которых, собственно, иностранцы и трудятся.
Вообще необходим универсальный страховой медицинский полис приезжего, выдаваемый при въезде в Россию, по которому иностранным рабочим и просто гостям страны смогут оказывать помощь в любом регионе России. Эта мера должна касаться и работающих на основании патента, которые ныне совсем не обследуются.
Список мер вполне реализуемых на практике по улучшению ситуации с предоставлением медицинских услуг иностранным гражданам и наведению порядка в сфере контроля над эпидемиологической ситуацией в России, позволяющих сравнительно быстро улучшить ситуацию, можно продолжить. При этом, подчеркну еще раз, они и в интересах самих мигрантов, которые вовсе не хотят заразиться сами, вернуться домой с подорванным здоровьем, и перезаражать к тому же свои семьи.