Участие информагентств в предвыборной агитации, несмотря на решение ЦИК, будет законным. Об этом накануне заявила юрист Общественного Фонда «Институт Медиа Полиси» Алия Абдраимова. По ее словам, статья 22 конституционного закона «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша» при проведении выборов обеспечивает кандидатам свободное проведение агитации в соответствии с законодательством. Они вправе «проводить агитацию за или против любого кандидата, списка кандидатов, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов или политических партий».
Алия Абдраимова добавила, что кандидаты имеют полное законное право на проведение предвыборной агитации не только через СМИ, которые были аккредитованы ЦИК, но и посредством иных форм, не запрещенных Конституцией, а она не содержит каких-либо норм, которая относили бы форму агитации в информагентствах к незаконным.
Юрист считает, что ЦИК имеет полное право аккредитовать информагентства согласно п. 13 ст. 22 конституционного закона, в том числе и путем формирования дополнительного списка аккредитованных информагентств, так как необходимо учитывать реалии современного информационного общества, не забываяя об их значении и важности.
По ее мнению, в сложившейся ситуации есть плюсы и минусы. К плюсам можно отнести тот факт, что теперь информагентства не подпадают под многочисленные запреты, установленные законодательством для СМИ при проведении предвыборной агитации. Основной же минус, по ее словам, состоит в том, что информагентства лишены тех привилегий, которые предоставляются СМИ.
«Не стоит забывать о том, что сотрудники информагентств, являющиеся гражданами КР и обладающие активным избирательным правом, могут выступать в качестве наблюдателей, которым также предоставлены определенные привилегии при проведении выборов», — подчеркнула Алия Абдраимова, добавив, что, по сути, наблюдателям предоставляется больший объем прав во время избирательного периода.
Для справки: п.13 ст. 22 статьи конституционного закона «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша»:
Агитация при проведении выборов может осуществляться:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий);
3) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) в иных не запрещенных настоящим конституционным законом формах.