Вопросы денег, собственности и принятия решений становятся наиболее острыми в переломные для общества моменты. Именно такой переходный период сейчас переживает Кыргызстан. Общественность взбудоражена переименованием объектов, перестановкой памятников и изменением национальных символов. То, что в такой короткий промежуток времени кому-то захотелось поиграть с флагом, центральными памятниками и названием столицы, не случайно.
Люди до сих пор боятся зарабатывать деньги
Недавно разговаривал с жителем села Эпкин, что находится в 50 километрах от Бишкека, и предложил ему открыть в селе медицинский пункт, поскольку сельчанам было бы удобнее получать услуги первой медицинской помощи рядом с домом, нежели ездить в соседние населенные пункты. Мужчина ответил «Да как же я буду брать деньги у односельчан?». Тогда я сказал, что он принесет им больше пользы, если будет оказывать самые нужные медицинские услуги по установленным расценкам. Мужчина сильно задумался, но продолжал сопротивляться и считать, что деньги – это что-то нехорошее.
Причина такого страха коренится глубоко в прошлом. В 30-е годы прошлого века дед этого мужчины был арестован и расстрелян, его бабушка осталась с четырьмя маленькими детьми, а все имущество семьи было конфисковано. Дети выросли, но они до сих пор боятся иметь достаток и владеть собственностью, и поэтому отказываются строить экономические отношения с помощью универсального средства – денег.
Имея трактор, этот мужчина часто помогал соседям по хозяйству, но денег у них либо не было, либо он не мог их брать, и поэтому благодарность за помощь обычно выражалась в виде застолья с алкоголем. Таким образом, происходила трансформация экономических отношений, где универсальным средством становилась бутылка водки, а не деньги.
В рыночных условиях каждый имеет право на универсализацию отношений через их монетизацию. Нужно менять ментальную установку, что деньги – это нечто постыдное. На самом деле, это лишь единица измерения, с помощью которой гармонизируются наши отношения внутри общества и приобретаются товары и услуги.
Государственная собственность неприкосновенна
В Таиланде на одном из самых дорогих пляжей каждый кусочек земли раскуплен под дорогие коммерческие предприятия. В центре этого инвестиционного рая есть участок, который до сих пор передается в семье местных рыбаков из поколения в поколение. Нынешний владелец этой земли остается приверженным своему традиционному образу жизни, и его право на собственность незыблемо. Ни один олигарх, криминальный авторитет или король не может отнять у него участок.
Мы, кыргызстанцы, отученные платить и покупать, до сих пор не понимаем, что неприкосновенность собственности должен обеспечивать каждый гражданин общества, а государство призвано ее защищать. Не понимая, кому принадлежит собственность, невозможно ею распоряжаться и, тем более, защищать ее от рейдерских захватов, незаконной национализации и посягательства. Имена, памятники, государственные символы – это тоже государственная собственность, принадлежащая народу в лице своих представителей.
Решающий голос должен оставаться за большинством
Депутаты – не более, чем делегаты общества. Они отражают мнение определенной малой части народа. Важные решения по изменению формы собственности, принадлежащей народу, а не власть имущим, должны приниматься согласованно, через референдум. Но если референдумы у нас не научились проводить по каждому поводу, как в Швейцарии, то существует много других способов интерактивного опроса, чтобы понять настроения народа и его готовность принимать изменения. Решающий голос должен оставаться за большинством.