В последнее время я исследую вопрос такой санкции, как административный арест. Согласно Кодексу об административной ответственности, лицо может быть подвергнуто аресту сроком не более 15 суток, например, за мелкое хулиганство, появление на публике в нетрезвом виде или оскорбительное приставание к гражданам.
Недавно представители одного из общественных объединений обратились ко мне с жалобой, что милиция часто привлекает к ответственности работниц коммерческого секса по статье 364 Административного Кодекса – «Мелкое хулиганство», когда те не соглашаются выплачивать определенную мзду или «отрабатывать» натурой.
Противоречивое законодательство
В законодательстве много противоречий, связанных с арестом. В статьях 371 и 373 Административного Кодекса говорится, что лица, совершившие определенные правонарушения в условиях чрезвычайного положения, могут быть подвергнуты аресту на срок до 30 суток, хотя по статье 38 («Административный арест») установлен максимальный срок в 15 суток. Статья 632 гласит, что лицо, подвергнутое административному аресту, используется на физических работах. В то же время, согласно статье 23 Конституции КР, то или иное лицо может быть подвергнуто принудительному труду только на основании судебного решения во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий.
Я отправил запросы от имени парламентского Комитета по правам человека в Верховный суд и МВД, мне ответили, что к физическим работам за 2010 год никто не привлекался.
Всего 1 500 сомов в год на содержание ИВС
По данным МВД, в 2010 году только на питание лиц, подвергнутых административному аресту, было потрачено 5 миллионов 505 тысяч 800 сомов, а на обустройство соответствующих помещений – 1,5 тысячи сомов. Всего же за различные правонарушения административному аресту были подвергнуты 7 тысяч 779 человек, по информации МВД. Хотя по сведениям Верховного суда за этот же период санкция в виде административного ареста применялась по отношению к 6 843 правонарушителям.
Общественные работы вместо ареста на 15 суток
В настоящее время мною разрабатывается законопроект по сокращению сроков административного ареста до 3 суток и введению новой меры административной ответственности – общественных работ. Пока санкция в виде привлечения к общественным работам есть только в Уголовном Кодексе. Было бы правильнее, если бы человек, совершивший незначительное правонарушение, не сидел 15 суток в изоляторе, а работал на общество: чистил арыки или подметал улицы. Это эффективнее, чем пробуждать в нем ненависть к правоохранительным органам, ненависть ко всей системе правопорядка. К тому же, пятнадцатидневное пребывание в помещениях, на обустройство которых в целом по стране тратится полторы тысячи сомов в год, вряд ли пройдет бесследно для здоровья арестованного.
В настоящее время в системе МВД Кыргызской Республики функционирует 47 изоляторов временного содержания и 3 приемника-распределителя. В ближайшее время мы планируем провести их мониторинг и посмотреть, какие там условия содержания арестованных, но я более чем уверен, что существующие условия к эффективному перевоспитанию арестованного не приведут. Именно поэтому необходимы изменения в этой области.