Начало минувшей недели было ознаменовано официальным стартом агитационной кампании кандидатов в президенты, количество которых составило 20 человек. Однако 9 претендентов, которым Центральная избирательная комиссия отказала в регистрации, в судах и Жогорку Кенеше отстояли свое право на участие в выборах.
Первомайский районный суд Бишкека и Верховный суд отменили решение ЦИК об отказе в регистрации вышеуказанным кандидатам в президенты, однако Центризбирком вместо этого организовал повторную проверку подписных листов этих кандидатов, в ходе которой было выявлено еще больше нарушений претендентами. У многих из них насчитали гораздо меньше действительных подписей, чем ранее
Однако, под давлением Жогорку Кенеша, который принял постановление, чтобы ЦИК незамедлительно выполнил решения судов и приостановил проверку подписей, в Центризбиркоме неохотно пообещали зарегистрировать трех кандидатов, а также назначить экзамен по государственному языку для еще шести претендентов. Причем все это сделано в нарушение принятого самим парламентом конституционного закона «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша», который гласит, что кандидаты, не набравшие 30 тысяч подписей, не могут участвовать в выборах.
Неизвестной остается реакция ЦИК на тревожные сообщения о возможности срыва выборов за рубежом, причиной чего могут стать коллизии, имеющиеся в конституционном законе «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша». При подготовке к голосованию на 29-ти участках в 23-ти зарубежных странах мира, избирком столкнулся с большим количеством проблем, которые самостоятельно он решить не может.
Тем временем, на задний план отошла другая проблема, связанная с выборами — запрет на трансляцию в прямом эфире зарубежных телеканалов местными. В день начала предвыборной агитации 25 сентября представители российского Первого канала сообщили, что доставили в Бишкек нужное оборудование, и начали записывать свой эфир, выдавая его в задержкой в один час.
Однако местные компании кабельного телевидения, грозившие полностью отключить все зарубежные телеканалы, не стали этого делать, будучи уверенными, что Жогорку Кенеш на своем заседании отменит эту норму (пункт 16 статьи 22, конституционный закон «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша»). Но инициатор этого положения, лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев отстоял свое «детище» перед депутатами, которые оставили в силе положение о записи эфира зарубежных каналов. Реакция операторов кабельного телевидения пока неизвестна.
Судебные баталии и проблемы с выборным законодательством не мешают кандидатам в президенты проводить свои агитационные мероприятия и подготовку к голосованию. Наблюдатели сообщают, что по ряду показателей претендент от партии СДПК Алмазбек Атамбаев лидирует, оставив позади своих ближайших конкурентов – Адахана Мадумарова из «Бутун Кыргызстан» и Камчыбека Ташиева из «Ата-Журта».
В частности, Алмазбек Атамбаев открыл наибольшее количество предвыборных штабов по всей стране — 45 единиц, к тому же открыто лидера СДПК поддержали три другие крупные партии: «Республика», «Акшумкар» и «Замандаш-Современник», которая пользуется большим авторитетом среди кыргызстанцев, проживающих за рубежом. По данным независимых наблюдателей, помимо вышеуказанных трех крупных партий, СДПК поддерживают более мелкие партии: «Туран», «Уулу Биримдик» (ранее ее возглавлял нынешний руководитель Аппарата президента Эмилбек Каптагаев), «Каганат», «КДПК».
Именно эта коалиция партий наиболее представлена в составах территориальных избиркомов по всей стране: «Республика» в 33-х из 57-и, «Туран» в 27-и комиссиях, СДПК в 25-и комиссиях, «Акшумкар» в 17-и комиссиях, «Уулу Биримдик» в 16-и комиссиях. Если суммировать эти факты, а также добавить прогноз политолога Бакыта Бакетаева, следующий президент уже определен.
Политолог Эднан Карабаев затрагивал тему предвыборных союзов на круглом столе о будущем Кыргызстана после выборов. Он считает, что любому будущему президенту придется отвечать за поддержку на выборах.
«Сегодня идет перераспределение власти, но устроит ли оно всех и смогут ли после выборов рассчитаться со всеми – это вызывает вопросы. Главным решением данного вопроса кандидаты считают очередную смену Конституции, чтобы переписать ответственность. Никто не готовит к выборам экономическую платформу или программу действий на случай победы, потому что все усиленно решают: кого сделать врагом, а кого соратником», — предрекал политолог
Тем не менее, соперники Алмазбека Атамбаева вряд ли сойдут с дистанции, и предвыборная борьба между кандидатами обещает быть острой: 26 сентября только 10 из 20 претендентов на высший пост явились на церемонию подписания Кодекса чести кандидатов, а подписали это «джентльменское соглашение» только 8 претендентов.
На тот случай, если предвыборное напряжение выльется на улицы городов и сел страны, силовые структуры Кыргызстана на время выборов перейдут на усиленный режим несения службы. Об этом 29 сентября сообщил и.о секретаря Совета обороны Бусурманкул Табалдиев, который также рассказал об озабоченности президента и глав силовых структур двумя потенциальными рисками: противостоянием кандидатов с севера и юга Кыргызстана, а также вторжением иностранных боевиков в страну из Афганистана.
Уместно вспомнить, что лидеры СДПК, «Акшумкара» и «Республики», трех крупнейших партий предвыборной политической коалиции, являются выходцами с севера Кыргызстана, а главы «Ата-Журта» и «Бутун Кыргызстан» — партий-оппонентов СДПК — с юга страны.
На фоне предвыборной ситуации, практически незамеченным прошел очередной митинг «Народного фронта» у здания Жогорку Кенеша, который состоялся 27 сентября. Более 50 человек требовали отставки правительства, парламента и президента, рассказывая о неправомерных действиях политиков, с которыми им лично пришлось столкнуться. Они особо подчеркивали, что на данный момент в Кыргызстане нет ни одного госоргана, который работал бы на благо народа. Однако количество кандидатов в президенты, каждый из которых горит желанием работать на благо народа, уже завтра может достигнуть 29 человек.