Предстоящие выборы находятся под угрозой срыва, а их результаты могут быть признаны недействительными, поскольку под вопросом легитимность составов двух основных органов, которые должны отслеживать их прозрачность, честность и законность, — Верховного суда и Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов. По этому поводу от имени правовой клиники «Адилет» мы направили официальное обращение к президенту Розе Отунбаевой и спикеру Ахматбеку Келдибекову о проблемах проведения судебной реформы и ее влияние на предстоящие выборы.
Версия Жогорку Кенеша: все законно
Перед Верховным судом стоит задача разрешать споры, возникающие в процессе выборов. Процесс отстранения и отбора судей в Верховный суд вступает в противоречие с Конституцией. Вроде бы места согласно объявленному конкурсу вакантные, но на них сидят судьи и продолжают вершить правосудие. 25 августа 2011 года мы уже направляли в адрес спикера и президента запрос о правовом статусе действующих судей Верховного суда и законности вынесенных ими решений по рассматриваемым делам. Напомню, что 15 июля 2011 года был объявлен конкурс на замещение 35-ти вакантных мест Верховного суда. 23 сентября 2011 года нами был получен ответ на наш запрос от Садыра Жапарова, председателя Комитета по судебно-правовым вопросам Жогорку Кенеша.
Вкратце изложу его ответ. Садыр Жапаров ссылается на пункт 8 статьи 1 закона КР «О введении в действие Конституции КР», принятой на референдуме 10 июня 2010 года. В соответствии с новой Конституцией, Жогорку Кенеш принимает решение о прекращении полномочий действующих судей, которые, по его словам, сохраняют свои полномочия и осуществляют правосудие до избрания новых судей. Таким образом, он подтверждает законность всех решений Верховного суда, принятых после объявления конкурса на замещение вакантных должностей.
Противоречия в законодательстве
В статье 95 Конституции КР дается исчерпывающий список оснований для прекращения полномочий судьи: в случае смерти; объявления его умершим или безвестно отсутствующим; признания недееспособным; утраты гражданства; выхода из гражданства либо приобретения гражданства другого государства. При отсутствии указанных оснований, судьи всех судов КР занимают свои должности и сохраняют свои полномочия до тех пор, пока их поведение является безупречным. То же самое заложено и в нормах Конституционного закона КР «О статусе судей», где в статье 13 закреплена гарантия независимости судьи – несменяемость.
Пункт 4 статьи 15 Конституционного закона КР «О статусе судей» наделяет Совет по отбору судей полномочиями объявлять конкурс на замещение вакантной должности судьи Верховного суда и Конституционной палаты. При этом судейские должности могут быть освобождены только в двух случаях: 1) при достижении предельного возраста судьи; 2) при досрочном прекращении полномочий и освобождения от должности судьи.
Фактически же на момент объявления вакантными 35-ти должностей судей Верховного суда Жогорку Кенеш не рассматривал вопрос об освобождении действующих судей по основаниям, предусмотренным действующей Конституцией и Конституционным законом КР «О статусе судей». Нормативно-правового документа о досрочном освобождении всех судей Верховного суда нет. Скажу, что для этого нет и законных оснований. Нет такой нормы, согласно которой судьи Верховного суда или местных судов в обязательном порядке и непременно должны быть переизбраны в связи с принятием новой Конституции.
Конституционная палата рано или поздно будет сформирована
Отсутствие Конституционной палаты, как органа, в котором можно обжаловать решения Верховного суда и ЦИК, можно считать провалом выборов. По закону она должна была быть сформирована в течение 60-ти дней с начала работы Совета по отбору судей. Но, как мы видим, по сей день ее нет, что также является грубейшим нарушением. Но рано или поздно она все-таки будет сформирована, ведь государство не может существовать без конституционного судопроизводства.
Как можно заявлять с трибун, что выборы пройдут честно и справедливо?
То и дело звучат различные предложения: сменить состав Совета по отбору судей, сменить состав ЦИК. Не проще ли сразу сменить весь состав Жогорку Кенеша и президента вместе с ним и поставить на их место людей, которые знакомы с нормотворчеством и думают, прежде чем писать и принимать законы. Людей в состоянии понять и растолковать Конституцию и знающих, что все остальные нормативные акты никак не могут ей противоречить.
Мне кажется, что новая власть будет вынуждена менять Конституцию. И дело даже не в форме правления, а в огромном количестве противоречий. Например, в Конституции нет нормы о том, кто должен представлять кандидатуры судей Конституционной палаты. Так что фактически президент Роза Отунбаева превысила свои полномочия.
У меня складывается ощущение, что парламент и президент делают все от себя зависящее для разрушения конституционного строя государства, потому что посягательство на независимость судебной системы и избирательной комиссии являются посягательством на принципы конституционного устройства государства.
Подумайте, как при всем происходящем можно заявлять с трибун, что выборы пройдут честно и справедливо, когда каждый день мы, избиратели, становимся свидетелями грубейших нарушений закона. С точки зрения кандидатов, я считаю бессмысленным участвовать в выборах, зная, что нет ни малейшего шанса опротестовать их результаты. Просто самоубийство и трата денег.