Недавно министр экономического регулирования Учкунбек Ташбаев и Государственная кадровая служба (ГКС) схлестнулись в противостоянии о целесообразности существования ГКС и института статс-секретарей. По мнению министра, эти ведомство и должность не нужны, ГКС, разумеется, настаивает на обратном. Мне, как консультанту по государственному управлению, хотелось бы сегодня поговорить о степени необходимости их обоих.
Сохранить ГКС и расширить ее полномочия
ГКС проводит единую системную работу по привлечению и обучению служащих министерств, а также проводит отбор статс-секретарей. На мой взгляд, кадровую службу нужно сохранить и, более того, расширить ее полномочия как единого кадрового органа для всех государственных ведомств республики. То есть ни в одном госоргане не должно остаться кадровых отделов, они должны быть полностью сосредоточены в ГКС как на центральном, так и на региональном уровнях.
Мне кажется, что было бы эффективнее, если бы именно ГКС занималась подбором персонала, его аттестацией, обучением, повышением квалификации и увольнением, а все претенденты за замещение должностей в госорганах проходили единый конкурс и распределение по профильным министерствам. Таким образом, ни один начальник не сможет провести «своего» некомпетентного человека или уволить сотрудника из-за личной неприязни. В такой работе будет легче выявить ненужные отделы и специалистов.
В правительстве должен быть один статс-секретарь
Практика показала, что сложно оценить эффективность работы статс-секретарей министерств, потому что нет четких критериев их оценки. «Обеспечить преемственность», «единая кадровая политика», «мониторинг использования финансовых средств», «профилактика коррупционных рисков» и другие задачи, входящие в широкий круг компетенции статс-секретарей, являются по сути неизмеримыми. Наличие статс-секретарей лишь усугубляет бюрократизированную систему госуправления.
Изначально статс-секретари должны были контролировать кадровые вопросы, но со временем их функциональные обязанности расширились, и сейчас с ними согласовываются финансовые вопросы, тендеры и закупки. По закону, позиция статс-секретаря приравнивается к первому заместителю. Помимо них у министра есть минимум один помощник и 2-3 заместителя в зависимости от ведомства. В одних министерствах статс-секретари замкнули на себе весь круг задач, и получилось так, что они работают (или делают вид) по 24 часа в сутки. Если статс-секретаря нет на месте, у его кабинета образовывается длинная очередь, потому что без его подписи не решается ни один вопрос. В других статс-секретари занимают пассивную позицию, смотря сквозь пальцы на нарушения в трудовом законодательстве, законодательстве в сфере госзакупок и т.д.
На мой взгляд, функции статс-секретаря вполне могут быть переданы одному из заместителей министра. В правительстве должен быть один статс-секретарь по руководством главы Аппарата правительства, и его основными функциями должны стать взаимодействие с парламентом, административные функции, канцелярия, согласование финансовых вопросов выше определенного лимита, участие в централизованных госзакупках и т.д. В этом случае, парламент не будет «дергать» членов правительства и вызывать их каждые две недели на ковер, а будет проводить плановую работу напрямую со статс-секретарем правительства.
Продолжение следует.