В эти дни в Москве проходит четвертая биеннале современного искусства на тему «Переписывая миры»/«Rewriting Worlds», в которой приняла участие кыргызстанская художница Наристе Алиева, представившая выставку «ISOLATION/INTEGRATION». Она рассказала K—News о своем творчестве и участии в биеннале.
Расскажите, пожалуйста, о прошедшем мероприятии?
Я впервые приняла участие в таком масштабном мероприятии, и на мой взгляд, биеннале прошла успешно. Это очень крупный проект, в котором приняли участие известные художники, а также много новых, молодых и талантливых художников со всего мира. Прежде всего необходимо отметить актуальный замысел куратора Петера Вейбеля, который на основном проекте сложил выставку-исследование о новых способах творческого познания мира, вызванных глобальными переменами в нем.
Какие проекты вы представили на биеннале и собираетесь ли показывать их в Бишкеке?
На биеннале мною был представлен специальный проект Isolation/Integration, основной темой которого было размышление о возможности изоляции личности в частности, и страны в целом в интегрирующем мире, подверженном глобализации. Центром экспозиции в каждом из залов Центра современного искусства М’АРС, где проходила выставка, стали работы, которые были созданы мною в этом году в Германии, Кыргызстане и в России. Размышляя над темой и работая над экспозицией, я сделала упор на инсталляции. Работа с объектами и пространством меня сильно привлекает, и в последнее время я предпочитаю работать именно в этом направлении.
По поводу выставки в Бишкеке, возможно, у меня будет возможность представить эти работы и в Кыргызстане.
Что значит для художника показывать свои работы на биеннале, что он от этого получает?
Говорить, что он что-то получает, наверное, неправильно. Художник скорее отдает, чем получает. Он работает для того, чтобы выразить свои чувства, мысли, свое видение мира. И когда есть зритель, способный читать, то это, возможно, и есть одна из важнейших форм вознаграждения для автора. В своих работах, представленных на биеннале, я пыталась выразить свои переживания, мое видение жизни в Кыргызстане и в мире в целом. Я попыталась через локальное, говорить о глобальных процессах.
Как Вы видите искусство в Кыргызстане? Какие новые тренды у нас зарождаются?
В Кыргызстане много проблем, во всех сферах, в том числе и в сфере культуры. Культура находится в упадке. Но, несмотря на это, несмотря на отсутствие условий для роста, в Кыргызстане большое количество талантливых людей, которые преисполнены не только жаждой творчества, но и долгом, а потому они добиваются определенных успехов не только в Кыргызстане, но и за рубежом. Жаль только, что в Кыргызстане, в силу объективных экономических причин, искусство мало кому нужно и интересно, кроме самих художников. И нужно быть благодарными этим людям за то, что они не смотря ни на что, не опускают руки и работают.
Я не могу сказать, что есть какие-то тренды. Потому что искусство это не мода, и художники не следуют трендам и не придумывают их. Они работают над тем, что их волнует и интересует. Я работаю в тех условиях, что предоставляет сама жизнь. Быть, жить, и думать. Вот эти три составляющие, которые заставляют меня работать. Это ощущение меня сомой, и я соприкасаюсь и работаю в той реальностью, в которой мы все сейчас живем не только в рамках Кыргызстана, но и всего мира.
Что Вам ближе – традиционное искусство или современное?
Мне интересно традиционное искусство как человеку, который любит искусство. Я понимаю, что это великое наследие, оставленное большими художниками прошлого. Но как человеку современному, мне ближе искусство современное. Мне интересно то, что происходит здесь и сейчас. Современное искусство многогранно, оно не знает границ в формах, размерах и способах выражения своих мыслей, чувств и опыта в познании мира. Это ли не та свобода, к которой так давно стремился человек? Сегодня творческие люди всего мира вольны и способны демонстрировать свою свободу творчески мыслить и экспериментировать без границ и правил. И это, безусловно, безумно интересно.
В современном искусстве очень много направлений. Как вы себя классифицируете, к какому направлению себя определяете?
Да, направлений действительно много. Но я не люблю ярлыков, и не хочу определять себя к какому-то течению. Мне интересно многое. Самое главное для меня — это мыслить и творить. Я просто человек, которому интересно экспериментировать и выражать свое видение через множество аудиовизуальных и художественных средств, как-то: видео, звук, фотография, поэзия, графика или инсталляция. С удовольствием продолжу работать в том же духе и не собираюсь останавливаться на чем-то одном.
Как Вы думаете, какова ситуация на рынке искусства в Кыргызстане. Избирают ли художники утопическую дорогу и в духовном и в материальном смысле, когда решают стать художниками?
Арт-рынок у нас еще не сложился, его попросту нет в силу многих причин, одна из них, потому что нет коллекционеров и современного качественного образования. Но говорить о том, что искусство в Кыргызстане никому не нужно, вероятно, не совсем точно. Возможно, проблема в том, что у нас не сформирована система, да и главный сбой, вероятно, кроется в неумении правильно организовать данную сферу.
Что касается выбора профессии, то каждый человек отвечает за себя и волен избирать свой собственный путь, наполнить его смыслом. И если человек осознанно сделал свой выбор, то он принимает все плюсы и минусы этого пути. С другой стороны, сегодня, в эпоху бурного развития новых информационных технологий, границы размываются так, что не требуется особое разрешение для занятия искусством. Твори, пробуй, выкладывай в сеть.
Для справки: Московская биеннале современного искусства – одно из крупнейших и авторитетнейших арт-событий в мире, которое регулярно привлекает ведущих кураторов, философов и теоретиков современного искусства. В четвертой биеннале приняли участие 65 художников и 16 художественных групп из 33 стран, прошло 90 выставок более чем на 50 площадках. Последний день биеннале намечен на 30 октября.