Вокруг здания, в котором расположен стратегически важный объект – Межбанковский процессинговый центр (МПЦ), разгорелись судебные тяжбы. Бывший владелец, заложивший здание по кредиту в «АзияУниверсалБанке» еще в 2006 году, пытается отсудить его назад. По словам зампреда Правления ОАО «Залкар Банк» Эмиля Орозбаева, суды, несмотря на отсутствие доказательств и истекшие сроки давности, выносят решения в пользу истца.
МПЦ — единственный оператор национальной платежной системы, через него проходят все платежи по системе «Элкарт», а также по международной платежной системе Visa. Акционерами МПЦ является Национальный банк КР и 15 коммерческих банков. Сейчас бывший владелец здания, в котором расположен данный центр, оспаривает судебные решения трехлетней давности, что уже является нарушением процессуальных норм.
В 2006 году ОсОО «A&A World Trade Company» получило кредит в «АзияУниверсалБанке» на несколько сотен тысяч долларов. Залогом являлось то самое здание, в котором расположен сейчас МПЦ. Заемщик условия договора не выполнил и кредит не погасил.
В 2008 году АУБ в судебном порядке начал взыскивать долг, дважды были объявлены публичные торги на это здание. Торги не состоялись в виду отсутствия покупателей, и здание перешло к АУБ. Однако банку не удалось найти покупателей на этот объект, и в 2009 году была начата реконструкция и доведение здания до соответствия международным требованиям. Таким образом, на территории Кыргызстана стал возможен процессинг международной карты Visa, стабильный выпуск и эмиссия национальных платежных карт «Элкарт». Этот проект является частью Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и крайне важен для развития финансовой системы страны.
Однако в апреле 2011 года бывший владелец здания обратился в суд в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Таким обстоятельством послужило то, что в 2008 году некие Эркин Торобаев и Азиз Качыбеков внесли гарантийный взнос для участия в первых торгах, но им, якобы, не дали поучаствовать в них и купить это здание.
«Согласно Гражданско-процессуальному кодексу по вновь открывшимся обстоятельствам можно обратиться в суд в течение года с того момента, как такие обстоятельства установлены. Торобаев и Качыбеков внесли гарантийный взнос в ноябре 2008 года и забрали его в апреле 2009-го. То есть крайний срок для обращения в суд – апрель 2010 года, но иск был подан в апреле 2011-го», — сообщил заместитель председателя Правления ОАО «Залкар Банк» Эмиль Орозбаев.
Кроме того, бывший владелец на судебном процессе утверждал, что судебный исполнитель отсутствовал на месте проведения вторых торгов 14 ноября 2008 года. Хотя его слова в суде не были подкреплены доказательствами.
«Судьям были представлены документальные доказательства того, что судисполнитель присутствовал на месте проведения торгов с 09.00 до 10-15 часов. В законодательстве КР вообще нет такой нормы, обязывающей судебного исполнителя ждать в течение нескольких часов участников торгов, но, тем не менее, суд на основании таких доводов признал торги недействительными и принял решение назначить новые», — отметил Эмиль Орозбаев.
По его данным, в здание МПЦ были вложены миллионы, рыночная стоимость которого с установленным оборудованием достигает сейчас 100 миллионов сомов. На тот момент, когда бывший владелец заложил его в банке, оно оценивалось лишь в 12 миллионов сомов.
«Если и Верховный суд примет сторону бывшего владельца, то надо будет объявлять новые торги. Как только здание перейдет к нему, либо процессинговый центр и его акционеры будет платить ему высокую арендную плату за все улучшения, произведенные ранее самим же, либо заинтересованные стороны должны выкупить его по более высокой цене», — резюмировал Эмиль Орозбаев.
14 ноября состоится Верховный суд по данному делу. Две инстанции бывший владелец уже прошел. Несмотря на отсутствие доказательств и истечения срока давности по иску, межрайонный и городской суды почему-то приняли сторону истца и отменили свои же решения трехлетней давности. Если Верховный суд примет такое же решение, то сотни тысяч кыргызстанцев могут лишиться доступа к своим средствам на банковских картах и дальнейшая судьба национальной платежной системы будет под большим вопросом.