Руководитель Коалиции «За демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова в интервью K-News рассказала о мониторинге президентских выборов, прошедших 30 октября, о зафиксированных на них нарушениях, об особенностях работы наблюдателей, разнице между новым и старым составами Центральной избирательной комиссии.
Расскажите о работе ваших наблюдателей на прошедших выборах
Коалиция «За демократию и гражданское общество» с 1999 года проводит независимый мониторинг любых выборов в Кыргызстане. Для этого наша организация обучает собственных наблюдателей, которые работают на избирательных участках и должны в первую очередь помогать избирательным комиссиям проводить голосование по закону.
Не каждого человека, который сидит на участке в качестве статиста, можно назвать наблюдателем. Наблюдатель — это человек, понимающий избирательные процедуры, процесс голосования, он может предотвратить нарушения. Наши наблюдатели предупреждают и предотвращают непреднамеренные нарушения членов комиссий, но если это делается специально, тогда составляются акты о нарушениях.
Сколько ваших наблюдателей проводили мониторинг голосования 30 октября?
На голосовании 30 октября 2011 года наблюдатели Коалиции работали на 500 избирательных участках по всей стране, в том числе на 30 высокогорных, где для установления связи наблюдателям пришлось использовать спутниковую связь.
Наше наблюдение было основано на методе статистики, который был опробован на парламентских выборах 2010 года. Ситуация на этих 500 участках показывает, что происходит по всей стране, то есть — если на 10 % участков из 500 замечены нарушения, то 10 % таких же нарушений допущены по всей стране.
Чем мониторинг Ваших наблюдателей отличался от работы других наблюдателей?
К сожалению, многие наблюдатели от кандидатов в президенты не были соответствующе обучены и подготовлены. В частности, на ряде участков члены избирательных комиссий предлагали этим наблюдателям распределить неиспользованные бюллетени между всеми кандидатами и все наблюдатели соглашались на это.
Только независимые наблюдатели, в том числе от нашей организации, выступали против этих действий и требовали погасить (привести в негодность) неиспользованные бюллетени. Надо признать, что наблюдатели от конкурирующих сторон обеспечивают прозрачность избирательного процесса, но если будут допускаться нарушения в пользу их кандидата, они закроют на это глаза.
Какие нарушения были отмечены во время голосования 30 октября?
Нарушения были, однако их следует различать между собой, потому что некоторые из них не влияют на итоги голосования: сюда относятся отсутствие граждан в списках избирателей и смываемая с пальца маркировка.
Вторая категория — это те нарушения, которые напрямую влияют на результаты выборов. К ним относятся факты вброса бюллетеней и фальсификация протоколов для голосования, что и было зафиксировано нами на ряде участков. Например, на одном из участков Октябрьского района Бишкека, по данным ГАС «Шайлоо», Алмазбек Атамбаев набрал 1 тысячу 167 голосов, но в нашем протоколе, выданном нам членами избирательной комиссии у него только 662 голоса.
Мы проводим сверку протоколов и оказалось, что в каждой области есть такие участки, но их не так много. Однако такие нарушения являются фальсификацией, поэтому мы отвозим такие данные в ЦИК, чтобы там приняли решение по ним. (Прим.ред: По данным Коалиции, протоколы для голосования с 81-го избирательного участка по всей стране не совпадают с данными ГАС «Шайлоо». Наибольшее количество спорных участков расположены в Ошской области — 44 участка).
А где Вы получили свои протоколы для голосования?
Это копии оригинальных протоколов, которые члены участковых избирательных комиссий выдали всем наблюдателям сразу после голосования, подсчета голосов и определения итогов
ЦИК как-нибудь отреагировал на эти нарушения?
Сейчас ЦИК выясняет, подделаны ли протоколы на участках или системные администраторы в территориальных избирательных комиссиях поменяли данные. Причем такие расхождения в протоколах имеют место в пользу только Алмазбека Атамбаева.
Надо подчеркнуть, что на предыдущих выборах ЦИК никогда не проверял спорные протоколы и информацию о нарушениях. Более того, раньше Центризбирком открыто не выставлял на сайте ГАС «Шайлоо» свои протоколы, и вообще блокировал страницу. А сейчас сайт работает и, когда мы им отвезли информацию о нарушениях, работники и члены ЦИК начали проверять протоколы.
Как доставляются протоколы с участков в ЦИК?
Члены всех территориальных избиркомов должны передать полученные с избирательных участков протоколы для голосования системным администраторам, которые вводят данные протоколов об итогах голосования на участках в ГАС «Шайлоо». После этого копия протокола отправляется факсом в ЦИК, а потом оригинал протокола в сейф-пакете доставляется в Центризбирком.
Значит, итоги голосования в протоколах могли изменить, когда они были в территориальных избирательных комиссиях?
Это мы и хотим сейчас понять, потому что нарушения могли произойти как на самих избирательных участках, так и в территориальных избиркомах. Если доставленные с избирательных участков протоколы не совпадают с данными на сайте ГАС «Шайлоо», но при этом соответствуют нашим документам, значит информация изменена в территориальных избиркомах. Если же оригиналы протоколов с участков исправлены и совпадают с данными ГАС «Шайлоо», то итоги голосования изменены в участковых комиссиях.
Данные ГАС «Шайлоо» могли изменть в самом Центризбиркоме?
Нет. В ЦИК нам пояснили, что данные протоколов с участков вручную вводятся в ГАС «Шайлоо» системными администраторами в каждой территориальной избирательной комиссии. То есть, данные ГАС «Шайлоо» обновляются на уровне территориальных избиркомов.
В любом случае, надо наказывать тех, кто фальсифицирует итоги и тех, кто специально не включил людей в списки избирателей. Это будет повторяться из года в год и на каждых выборах, потому что никто за такие действия не несет ответственности.
Этого количества выявленных нарушений хватит для признания итогов выборов недействительными? Для этого нужно, чтобы нарушения были выявлены на 1/3 участков.
Нет, не хватит. Надо сначала вычислить, достигло ли количество нарушений 1/3. По нашим подсчетам, только на 10 % участков по всей стране имеют место расхождения протоколов, что составляет 200 участков. Если данные изменены специально, то ЦИК может аннулировать итоги на этих участках.
Помимо нарушений с протоколами, наша организация составила 74 акта о других нарушениях, куда входят неточные списки избирателей, плохая маркировка, попытки вброса бюллетеней.