Тенденция создания браков насильственным путем с каждым годом получает все большее распространение во всех регионах Кыргызстана. По словам омбудсмена Кыргызстана Турсунбека Акуна, ежегодно в стране фиксируется более 15 тысяч случаев похищения девушек, причем правоохранительные органы зачастую игнорируют эти инциденты.
Согласно проведенным исследованиям, из-за «сложившихся традиций» семьи похищенных девушек часто отказываются принять их обратно домой после ночи, проведенной с появившимся мужем. В других случаях семьи получают вознаграждение или выкуп от похитителей, но самым распространенным методом остается принуждение девушки к браку.
Половина подобных браков распадается вскоре после его заключения, небольшое число браков становятся успешными. Зафиксировано больше случаев семейного насилия в созданных таким путем семьях, в частности, в 2010 году в одной Иссык-Кульской области официально зафиксировано 2 случая суицида украденных замуж женщин.
Редакции K-News стало известно об очередном подобном инциденте, произошедшем летом 2011 года: житель Иссык-Кульской области женился на «похищенной невесте» и сжег ее после восьми лет брака.
Сожжение жены
По данным Общественного Фонда «Открытая линия», в 2003 году житель села Кен-Суу Тюпского района Иссык-Кульской области Самат Раимбеков похитил Марину Султанову. Через год после похищения — 18 октября 2004 года — был заключен брак, о чем имеется свидетельство под № 025434.
«В течение всего периода совместной жизни, даже после рождения троих детей, Самат Раимбеков избивал свою жену. В ночь с 30 июня на 1 июля 2011 года он в нетрезвом состоянии облил ее бензином и поджег, после чего не выпускал ее из дома», — рассказала K-News сотрудник ОФ «Открытая линия» Мунара Бекназарова.
В ту же ночь Марина Султанова была доставлена в больницу Тюпского района, где, не приходя в сознание, скончалась 13 июля от несовместимых с жизнью ожогов 70-80 % поверхности кожи. Ей было 26 лет, у нее остались трое детей.
В тот же день прокуратура Тюпского района возбудила уголовное дело по пункту 6, части 2, статьи 97 Уголовного кодекса Кыргызстана («Убийство с особой жестокостью») и подозреваемый Самат Раимбеков был взят под стражу.
Расследование дела
В материалах уголовного дела, предоставленных K-News родными погибшей и Фондом «Открытая линия», содержатся признательные показания Самата Раимбекова. Он писал, что в ночь совершения преступления пил водку со своим соседом, которого после застолья увидел убегающим из комнаты жены.
«Поднявшись после этого в комнату, я увидел Марину, лежавшую с растрепанными волосами на помятой постели. Это вызвало у меня подозрения и, придя в ярость, я решил поджечь ее одеяло и вылил на него бутылку бензина. Потом я принес из времянки лист картона, поджег его, но он потух, и я в сердцах кинул его на кровать, после чего он вдруг загорелся, и огонь попал даже на мою одежду. Мы выбежали из дома, и погасили огонь водой из арыка, после чего я отвез Марину в больницу», — такие показания дал Самат Раимбеков в ходе расследования.
По данным прокуратуры, подозреваемый вылил не на одеяло, а на тело своей жены один литр бензина марки АИ-80, бутылку которого хранил у себя дома.
По словам свидетелей, Марина Султанова, будучи обгоревшей, самостоятельно пришла к семье Элебаевых, проживавших по соседству, и сумела сообщить о поступке мужа. Свидетель Молдобачаева сообщила следствию, что видела пожар в доме вышеуказанной пары около двух часов ночи, а свидетель Соколов рассказал, что после пожара пошел в дом и видел сгоревшие постельные принадлежности на кровати Марины Султановой.
На основании показаний свидетелей, медицинского заключения о смерти женщины и справок из противопожарной части Тюпского района, местный суд первой инстанции 14 октября 2011 года осудил Самата Раимбекова на пожизненное лишение свободы.
Мунара Бекназарова рассказала, что после вынесения приговора подозреваемый подал апелляцию в Иссык-Кульский областной суд, изменил свои показания, написав, что не собирался убивать свою жену, и попросил смягчить ему наказание.
Процесс должен был состояться 15 и 22 ноября, но откладывался по разным причинам. Накануне в Иссык-Кульском областном суде в городе Караколе все же состоялось заседание, в ходе которого были опрошены свидетели и обе стороны процесса.
Защита прав женщин
Вышеуказанный случай — лишь один, который стал известен благодаря работе неправительственного сектора. Реальное число убийств женщин в подобных семьях может быть гораздо больше, однако они не предаются огласке.
Сегодня во всем мире отмечается Международный день борьбы с насилием в отношении женщин, объявленный в 1999 году. В честь этой даты во многих странах мира, в том числе и Кыргызстане, с 25 ноября по 10 декабря пройдет кампания по борьбе с гендерным насилием.
По словам постоянного координатора ПРООН в Кыргызстане Александра Аванесова, страна присоединилась ко многим международным договорам и соглашениям о защите прав человека, но уровень гендерного и семейного насилия в Кыргызстане остается очень высоким. Кража невест и ранние браки являются самыми распространенными видами гендерного насилия в Кыргызстане.
Директор Агентства социальных технологий Зульфия Кочорбаева в интервью K-News предложила несколько методов борьбы с «умыканием невест». Одним из них является перевод статьи 155 Уголовного кодекса («Принуждение к вступлению в брак») под публично-частное обвинение, которое позволит возбудить уголовное дело по заявлению свидетелей.
Она пояснила, что в данный момент традиция «умыкания невест» относится к частному обвинению, которое позволяет возбудить уголовное дело только по заявлению пострадавшего человека. Но похищенные девушки часто отказываются писать их из-за отсутствия знаний или нежелания идти на судебный конфликт с односельчанами.
«Даже если девушка напишет заявление, то часто в милиции к таким случаям относятся снисходительно. К тому же мера наказания за принуждение к вступлению в брак не соответствует тяжести совершенного преступления, потому что даже за скотокрадство наказание в 2-3 раза серьезней, чем за принуждение к браку», — рассказала Зульфия Кочорбаева.
В качестве второго инструмента борьбы с «умыканием невест» она предложила издать специальные инструкции по учету и расследованию подобных инцидентов, а также контролировать выполнение этих предписаний сотрудниками правоохранительных органов.
Третьим методом Зульфия Кочорбаева видит проведение разъяснительных работ с населением, чтобы поменять отношение людей к формированию брака и семьи, разъяснить их значение, предоставить право выбора девушкам.
Юридическая справка
Статья 155 Уголовного кодекса предполагает максимальное наказание за похищение невесты лишением свободы на срок до пяти лет, а минимальное наказание – выплату штрафа в размере от 100 до 200 минимальных расчетных показателей.
K-News обратился в Генпрокуратуру за данными по количеству уголовных дел, возбужденных по фактам «умыкания невест» и принуждению к вступлению в брак. В надзорном органе сообщили, что учет и расследование подобных дел входят в компетенцию Министерства внутренних дел.
Однако в Главном управлении уголовного розыска МВД K-News сообщили, что отдельного учета случаев «умыкания невест» и принуждению к вступлению в брак не ведется, и точной статистики за 2011 год нет.
По данным Института омбудсмена, в 2011 году было зафиксировано 68 случаев обращения в правоохранительные органы по фактам кражи невести, однако уголовные дела были возбуждены только по шести обращениям.
Тем временем в городе Караколе 29 ноября состоится следующее заседание Иссык-Кульского областного суда, где рассматривается убийство «похищенной невесты» Марины Султановой.
«Следует отметить один положительный момент в процессе — судья на первом заседании спросил у подозреваемого, каким образом он создал семью, и узнал, что Марина Султанова была похищена несколько лет назад», — сообщила K-News Мунара Бекназарова.
Родные погибшей девушки требуют пожизненного срока подозреваемому, который создал семью, 8 лет назад похитив Марину.