Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин в интервью K-News поделился своим видением на распространение радикального ислама в Центральной Азии и влиянии на этот процесс вывода из Афганистана войск союзной коалиции, намеченного на 2014 год.
Эксперт рассказал о распространении радикализма в Казахстане, где с весны 2011 года отмечен рост террористической активности, истоках и почве для распространения радикальных течений, а также об угрозе терроризма и экстремизма в Кыргызстане.
Вы говорили, что США и союзники не выведут свой воинский контингент из Афганистана в 2014 году, а просто сократят его. Как приближение этого срока влияет на рост радикальных исламских течений в Центральной Азии?
Количество вызовов в регионе будет увеличиваться из-за сокращения воинского контингента западных стран в Афганистане и уменьшения объема ресурсов, вливаемых в эту страну и в Центральную Азию. С уменьшением присутствия в Афганистане и в регионе западных стран, все больше становится своеобразный вакуум силы, который необязательно заполнят Москва, Пекин или Анкара.
Этот вакуум может заполняться самыми разными силами, в том числе деструктивными. Экстремисты и террористы, приписав себе бегство западных стран из Афганистана и очередную победу над ними, на волне эйфории могут «поднять голову» в любой республике Центральной Азии. Возможно, всплеск террористической активности и религиозного экстремизма в Казахстане в последние полгода как раз отражает эти тенденции.
На Ваш взгляд, почему с приближением 2014 года такие процессы начались именно в Казахстане, а не в других странах региона?
В Кыргызстане, в Таджикистане и Узбекистане террористические акты уже происходили и силовые структуры этих стран имеют опыт парирования угроз экстремизма и терроризма. А Казахстан и местные элиты долго себя успокаивали тем, что они застрахованы от террористической угрозы как наиболее успешное в социальном и экономическом смысле государство региона. Якобы, у них все настолько прекрасно, что для терроризма нет места в благополучном Казахстане. Поэтому, сейчас столкновение с угрозой терроризма вызвало такой серьезный шок у казахстанских спецслужб и элит.
На самом деле, в Казахстане не все хорошо в социальной сфере, потому что успехи их элит не означают успехов общества. Им надо привыкать, что помимо гигантского количества нефти в стране имеется не меньший протестный потенциал. Достаточно отъехать от Алматы на 10-15 километров, чтобы убедиться в неравномерном распределении национального богатства в Казахстане.
В Казахстане имеют место быть неравномерное распределение, гигантская пропасть между богатыми и бедными, огромное количество неудовлетворенных таким положением молодых людей, а также внешние импульсы наподобие «арабской весны», событий в Ливии, идей о халифате и о западных либеральных ценностях. Все это ведет к росту протестного потенциала казахстанцев, причем как в регионах, так и в крупных городах. К сожалению, террористическая активность в этой стране будет проявляться и в дальнейшем.
Каким образом может проявиться рост радикализма в Кыргызстане? Как это повлияет на безопасность в стране?
Радикализм в Кыргызстане, как и в других странах региона, очевидно, примет самые разнообразные формы – религиозного, социального, национального или регионально-сепаратистского типа. При этом все эти типы могут переплетаться в самых причудливых формах в разной степени интенсивности. Высока вероятность того, что в государствах Центральной Азии мы будем наблюдать некий процесс «дагестанизации» ряда наиболее неустойчивых точек региона.
Естественно, более заметным он будет там, где эти тенденции уже проявили себя в последние 5-6 лет, поскольку для дестабилизации «спокойных» регионов необходимы время и ресурсы, а для сил, заинтересованных в «раскачивании» ситуации это – излишняя трата сил.
Для Кыргызстана данная ситуация достаточно понятна – самая подходящая для роста разнообразного радикализма территория – три южные области. Особенно – Ошская и Джалал-Абадская.
Другое дело, что конфликты, «запертые» в некие локальные зоны имеют свойство резко «выплескиваться» на сопредельные территории и государственные границы, обычно, при этом не являются каким-то сдерживающим фактором. Это значит, что и Кыргызстану следует внимательно относиться не только к собственным проблемным территориям, но и к таковым у ближайших соседей.
Вы не исключаете возможность проявления случаев экстремизма и терроризма в Кыргызстане?
Кыргызстан достаточно маленькое государство, которое зависит от происходящих у соседей событий. Ясно, что нестабильность в Казахстане, связанная с ростом терроризма и возможными форс-мажорными обстоятельствами в случае передачи там высшей власти, будет отражаться на Кыргызстане просто потому, что Центральная Азия — это система взаимосвязанных сосудов и невозможно отгородить одно государство от другого.
На самом деле то, что происходит в Казахстане сейчас — это запоздалое повторение того, что пережили общества других стран региона. Например, население Кыргызстана еще 5-8 лет назад тоже впервые столкнулось с первыми случаями террористической деятельности в стране.
Так возможны ли проявления терроризма в Кыргызстане, и где это может случиться вероятнее всего?
Традиционно принято считать, что юг Кыргызстана является наиболее уязвимым регионом, потому что там находится самый большой горючий потенциал. Также рядом находятся нестабильные соседи, где может произойти все что угодно. Например, будущая передача власти в Узбекистане тоже может вызвать серьезные сдвиги в этом государстве и сказаться на ближайших соседях.
Кроме того, юг Кыргызстана в прошлом году пережил серьезные потрясения, после которых остались взаимное недоверие и недовольство между этническими группами. Но было бы преувеличением говорить, что на юге страны больше возможны проявления терроризма, чем на севере, потому что Кыргызстан небольшое государство и процессы в обоих регионах не происходят в вакууме. Такие инциденты возможны, как в Чуйской области, так и в Таласской. Исключать эту вероятность нельзя, потому что проблемы экстремизма одинаковые для всей страны.
Какие политические меры нужно предпринять властям Кыргызстана для борьбы с ростом радикализма? Как можно предотвратить рост радикальных течений в стране?
Многие политики Кыргызстана занимаются сейчас решением таких фундаментальных для балансирующего на грани социально-экономического краха государства и общества проблем, как переписывание гимна, смена флага и так далее. В то же время, далеко в стороне остаются ключевые и острейшие для страны темы, связанные с безопасностью республики, межэтническим миром, укреплением правопорядка и оздоровлением экономики и «социалки».
Весь этот комплекс проблем, от которых прямо зависит рост радикализма в обществе, законодательная власть перебросила на исполнительную, оставив за собой лишь контроль. Исполнительная же власть слаба и живет по принципу «ночь простоять, да день продержаться». В стране никто ни за что не отвечает.
Звучит банально, но главный и первый шаг в решении проблемы будущих вспышек экстремизма и терроризма – наведение элементарного порядка в элите страны: ее хотя бы какая-то консолидация вокруг государственных интересов, ответственность и «отсечение» от реальной политики наиболее маргинальных персонажей.
Строительство действительно боеспособных спецслужб и вооруженных сил – необходимость практического порядка. Без этих институтов никакие партии, депутаты или НПО не защитят страну от экстремистов. События еще осени 1999 года (вторжение боевиков Исламского движения Узбекистана в Баткенскую область Кыргызстана – прим. ред.) должны были мобилизовать все усилия правоохранительных органов Кыргызстана на борьбу с терроризмом. Надо было усилить оперативную работу, подготовить подробные инструкции для сотрудников МВД и чекистов, да хотя бы просто провести банальный религиозный ликбез, чтобы они не только по наличию бороды или длине штанов могли отличить экстремиста от добропорядочного верующего. Естественно, для этого необходимо достойное финансирование и оснащение силовых структур. Смягчить бремя данного шага для бюджета может кооперация с внешними спонсорами, но кормить свою армию государство должно, в первую очередь, все же само.
И последнее – оздоровление экономики. Без нормально функционирующей финансово-экономической системы не решить никаких иных задач по обеспечению госбезопасности. А для этого республике, хочет этого элита, или не хочет, придется определиться с выбором ведущего политического и экономического партнера. Время многовекторности, свойственной странам региона за последние два десятилетия, истекает. Новые времена, судя по тому что происходит в мире, будут менее легкими, чем «лихие-90-е». Соответственно и спрос мировых центров силы с менее сильных государств за «лавирование» будет становится все жестче.
Вы упомянули многовекторную политику. Как ее следует выстраивать Алмазбеку Атамбаеву, чтобы он не повторил судьбу Курманбека Бакиева?
Если бы Курманбек Бакиев более грамотно проводил свою внешнюю политику и действовал более умно, то, возможно, он не приобрел бы такого негативного имиджа в Москве, где всех возмутило невыполнение им взятых на себя обязательств.
Трудно дать какой-то определенный рецепт, насколько Алмазбеку Атамбаеву следует увлекаться лавированием. Сам по себе этот процесс не вызывает какой-либо неприязни в России, поскольку все понимают, что центральноазиатские республики находятся в ограниченном коридоре возможностей и многовекторность — это вынужденная политика.
Кыргызстану для существования необходимо привлекать ресурсы со всех направлений и ясно, что стране ничего не остается кроме лавирования и попыток учитывать интересы всех центров силы. Но неисполнение взятых на себя обязательств, да еще и тех, под которые взяты деньги — это уже другое и через эту грань новому президенту переходить не рекомендуется.