CAFMI опубликовал результаты вступления Кыргызстана в ВТО, спустя 13 лет

Автор -
437

    Сегодня, 20 декабря, исполнилось 13 лет с момента вступления Кыргызстана в ВТО. В CAFMI (Общественный Фонд «Центральноазиатский институт свободного рынка») рассказали об итогах вступления в ВТО, а также о том, какие выгоды получил Кыргызстан по прошествии 13 лет пребывания в данной организации.

    По их данным, членство в ВТО с 1998 года способствовало достижению определенных успехов в экономике. Основными целями Кыргызстана при вступлении в ВТО были либерализация внешней торговли, увеличение ее объемов, стабилизация экономического развития и интеграция в мировые потоки торговли. Были приняты обязательства по снижению и связыванию тарифных ставок на среднем уровне 5,1 %.

    CAFMI приводит основные выгоды, полученные от членства в ВТО:

    1. Экспорт кыргызстанских товаров и услуг пользуется благоприятным режимом во всех странах-членах ВТО, то есть все страны-члены ВТО не вводят ограничительных мер, наносящих ущерб интересам других членов ВТО, и применяют пониженные тарифы для кыргызстанских товаров, что повышает конкурентоспособность отечественных товаров на других рынках. В результате товарооборот начал расти устойчивыми темпами с 2003 года и вырос с 1,4 миллиардов долларов в 1998 году почти до 5 миллиардов долларов в 2010 году, то есть более, чем в 3,5 раза. Экспорт в 2010 году, по сравнению с 1998 годом, вырос почти в 3,3 раза, импорт — в 3,7 раза. Это привело к значительному росту товарооборота по отношению к ВВП с 83 % в 1998 году до 108 % в 2010 году.

    2. Кыргызстан в последние годы стал региональным центром реэкспорта в страны Центральной Азии и Россию импортных товаров. Большие объемы реэкспортных торговых потоков проходят в основном через крупнейшие рынки в Центральной Азии «Дордой» и «Карасуу». По данным Всемирного Банка, общий товарооборот на рынках «Дордой» и «Карасуу» в 2008 году составил 3,5 миллиарда долларов или 68 % ВВП. Доля реэкспорта рынков «Дордой» и «Карасуу» составляет 75 % и 85 % соответственно. На данных рынках напрямую и косвенно работают около 500 тысяч человек или около 20 % трудоспособного населения.

    3. Внутреннее торговое и налоговое законодательство гармонирует с правилами и нормами ВТО, которые регулируют 97 % мирового торгового оборота. Это было необходимо для установления режимов, способствующих развитию торговли и привлечению инвестиций в экономику. Объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2010 году составили 234 миллиона долларов и, по сравнению с 1999 годом, выросли более чем в 5 раз. С 2001 по 2008 годы наблюдался стабильный рост ПИИ, и в 2008 году он достиг самого высокого показателя со времен независимости Кыргызстана – 377 миллионов долларов.

    4. Изменение торговой политики в сторону либерализации не привело к снижению объемов поступлений от таможенных пошлин в бюджет государства. По данным Минэкономрегулирования, за 9 лет, с момента введения более либеральных пошлин, сборы от таможенных пошлин увеличились более чем в 3 раза.

    5. В структуре импорта более 60 % составляют промежуточные и инвестиционные товары, необходимые для производственных целей. Это подчеркивает важность низких тарифных ставок для сохранения конкурентоспособности кыргызстанских производителей. К примеру, одной из главных причин бурного развития швейной отрасли является импорт по низким тарифам дешевых тканей из Китая, Турции и других стран. В себестоимости швейной продукции ткани занимают около 50 %.

    6. Вступив в ВТО, Кыргызстан улучшил свой международный имидж и обеспечил широкую декларацию необратимости экономических реформ, направленных на формирование конкурентоспособной рыночной экономики.

    7. Создан предсказуемый режим для отечественных производителей и инвесторов, как в сфере торговли, так и в сфере услуг. С 2000 года стабильно растет сектор услуг, обеспечивший более 45 % ВВП в 2010 году.

    8. Свободный транзит товаров через все страны-члены ВТО, при этом кыргызстанские товары не облагаются дополнительными пошлинами, налогами и запретами.

    Также в CAFMI отметили проблемы, препятствующие полноценному использованию преимуществ участия страны в ВТО. Среди них:

    1. Изолированность и географическая удаленность. В виду значительной удаленности от потенциально привлекательных рынков и стран-членов ВТО, недостаточно развитой транспортной инфраструктуры и высоких транспортных издержек, товары поступают на эти рынки уже существенно удорожавшими или вовсе не поступают.

    2. Низкое качество отечественной продукции, которое, как правило, производится на предприятиях с затратными технологиями и устаревшим оборудованием. За годы независимости правительство так и не смогло создать благоприятный бизнес-климат, дерегулировать экономику, ликвидировать бюрократизм, привлечь конкурентоспособные иностранные технологии для развития местного производства.

    3. Недостаточный интерес со стороны иностранных инвесторов из-за слабой защиты прав собственности, нестабильности законодательства, непредсказуемости решений правительства, слабой инфраструктуры и так далее.

    4. Формальный либеральный режим внешней торговли на практике сопровождается неформальными ограничениями, связанными с бюрократизмом и коррупцией. В международном рейтинге Doing Business Кыргызстан занимает 171 место из 183 стран по уровню легкости ведения международной торговли, что является крайне низким показателем.

    5. Существует проблема транзита через соседние и другие страны, не являющиеся пока членами ВТО.

    В сообщении также отмечено, что вступление Кыргызстана в ВТО, очевидно, принесло экономике страны несравненно больше выгод, чем потерь. Для сохранения положительных экономических тенденций необходимо дальнейшее укрепление принципов свободной торговли, в частности — снижение таможенных пошлин, устранения нетарифных, административных барьеров и переход на международные стандарты таможенных процедур.

    Поделитесь новостью