Проблемы ЖКХ и отсутствие детских площадок, обветшалое оборудование больниц и школ, скверные дороги – за все это принято ругать государство в различных его проявлениях: от президента до сотрудника муниципальной котельной. Разгневанные жители «обрывают» телефон мэрии при каждой поломке на электросетях, а более радикально настроенные жители новостроек перекрывают дороги, устраивая несанкционированные стихийные митинги. Иногда коллективные жалобы и акции протеста приносят результат. Но, зачастую, проблемы остаются, и решать их никто не торопится.
Довольно парадоксально, но на выручку стране приходят бизнесмены – те самые компании, которые в народе не пользуются любовью, в основном — лишь потому, что хорошо зарабатывают. Нелюбовь граждан – это и традиционные уже пикеты против «Кумтора» (крупнейшего в Кыргызстане налогоплательщика), и памятные погромы сети магазинов «Народный». Случается, что крупный бизнес, а точнее его владельцы, действительно заслуживает народного гнева: то элитную многоэтажку начинают возводить впритык к давно стоящему панельному дому, от чего жители одновременно лишаются и двора, и солнечного света; то заправку сооружают прямо возле школы. Такие отдельные случаи, помноженные на генетическую неприязнь к «спекулянтам» и неверие в возможность существования честного бизнеса, порождают массу сплетен и осуждения, по умолчанию — в адрес бизнеса в целом.
За что любить бизнес?
Бизнес платит налоги. Но это не его заслуга – это его обязанность. Все справедливо: зарабатываешь – делись. Через такую простую схему часть денег, полученных коммерческими структурами от потребителя в обмен на товары-услуги, через посредничество государства, возвращается к тем же рядовым гражданам в виде пенсий, пособий, «бесплатного» образования. Образование, как и любые другие государственные услуги, конечно, не бесплатное, просто за него заплатили (полностью или частично) другие граждане, перечислив часть заработанного в бюджет в виде налогов и иных обязательных платежей. Возможно, что пенсию соседу-ветерану принесли как раз из тех денег, что ваш богатый сосед в прошлом месяце отнес в налоговую.
Хорошо ли 32-тысячная армия госслужащих администрирует «перераспределение денег в стране» каждый из нас оценивает исходя из собственного опыта. Речь не об этом, хотя в какой-то мере государство – это тоже бизнес.
Речь о другом: бизнес создает рабочие места. И это тоже не его заслуга – это его свойство. Чтобы заработать, нужно производить (или предоставлять услуги), а значит — либо нанимать людей, либо автоматизировать процесс, то есть снова нанимать специалистов, только иного уровня, – тех, кто внедрит и будет обслуживать «полностью автоматизированный конвейер».
И, наконец, бизнес производит. Все, от английской булавки до небоскреба есть плод предпринимательской мысли. Исключения редки: лишь небольшой процент ученых и волонтеров способны какое-то время работать на голом энтузиазме. А в целом, качество жизни горожанина любой страны напрямую зависит от развития конкуренции на рынке: чем жестче борьба за потребителя, тем качественней и доступней товары. И главный стимул в этом процессе – желание заработать, ведь как только бизнес терпит убытки, он перестают существовать.
Корпоративная социальная ответственность. Для чего она им?
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это то, что бизнес делать не обязан, но делает. Это не его свойство, не его миссия, не его зона ответственности, а с точки зрения холодного расчета – вообще деньги на ветер.
Как уверяют PR-специалисты, КСО со временем окупается, принося компании дивиденды в виде благосклонности общества. Мечта любого «пиарщика», чтобы при одном упоминании «его» компании любой прохожий сказал: «Да, знаю. Хорошая фирма». На языке PR это «позитивное восприятие бренда по умолчанию» называется паблисити.
«Пиарщики» инициируют мероприятия, вписывающиеся в концепцию КСО, ради паблисити. Но как скоро окупятся деньги, вложенные в «социальный PR», сказать могут лишь очень приблизительно. И окупятся ли вообще? Игра в имидж – процесс долгосрочный и затратный, в котором каждый неверный шаг может перечеркнуть все былые заслуги.
Однако бизнес – это, прежде всего, люди, которые в нем задействованы. И, в первую очередь, те, кто принимает в компании решения. КСО, будь то в форме спонсорства, благотворительности или медосмотра для сотрудников за счет компании, это их решение. Решение, в отличие от всего остального в бизнесе, базирующееся больше на человеческих качествах руководителей, нежели на «выгодах, рассчитанных на перспективу».
Бизнес, который действует
В 2011 году отечественный сотовый оператор MegaCom выделил свыше 2,5 миллионов сомов на спонсорство спортивных мероприятий и построил мини-футбольное поле в городе Караколе. Вряд ли этот факт станет решающим хотя бы для одного из 2,5 миллионов абонентов, выбирающих компанию своим оператором связи. Более того, хотя «пиарщики» MegaCom и пытаются донести до общественности информацию о крупных благотворительных акциях, маловероятно, что все абоненты читают раздел «Новостей» на сайте и следят за материалами газет. Опросы, проведенные весной маркетинговой службой оператора, в очередной раз зафиксировали: обществу интересны лишь услуги и тарифы, а не открытие в Нарыне муниципальной пекарни, в оснащение которой компания вложила 1,3 миллиона сомов. Но вопреки статистике бизнесмены продолжили вкладываться в социально значимые проекты.
Не только крупный бизнес придерживается принципов КСО, хотя крупным предприятиям в этом плане всегда легче – их прибыли многое позволяют.
Страховая компания «Кыргызинстрах» в этом году выделила средства специализированному дому ребенка в Бишкеке и Беловодскому психоневрологическому детскому дому.
Микрокредитная компания «Мол Булак Финанс» поддерживает Дом престарелых в Кемине и Центр реабилитации детей-инвалидов.
Группа коммерческих и некоммерческих организаций уже два года подряд проводит благотворительный фестиваль «Кыргызстан – страна горных лыж». В 2010 году собранные коллективными усилиями деньги пошли на покупку шкафов и кроватей для Детской туберкулезной больницы. В 2011-м – собранные в ходе акции деньги были направлены на поддержку Детской онкологической больницы и Детского дома в селе Орловка.
У редакции K—News есть знакомая бизнес-леди, которая ежемесячно выплачивает фиксированное «пособие» пятерым одиноким пенсионерам. Совсем не для PR. Просто так. По-человечески.
Благодаря таким, как она, людям существует благотворительный фонд «Бабушка Эдопшн», сотрудники которого помогают одиноким старикам и доставляют до них «пособия» от бизнесменов.
Что бы ни говорили скептики, все мы люди. И остаемся таковыми вне зависимости от места в социальной иерархии, даже объединяясь в подчиненные экономическим законам системы вроде малых и больших организаций всех видов деятельности. КСО – яркое тому свидетельство. Корпоративная социальная ответственность существует во всем мире, но именно в таких небольших и далеких от процветания странах как Кыргызстан ее значение невозможно переоценить. Именно у нас бизнес берет на себя часть функций, принадлежащих государству. И происходит это потому, что государство с ними не справляется, а жить хочется достойно. Даже вопреки неповоротливой и коррумпированной государственной машине.