Прошедшая неделя началась с первого рабочего визита президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева в Россию. Глава государства отправился в Москву 19 декабря, где принял участие в работе Межгосударственного совета Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), Совета Коллективной Безопасности Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) и неформального заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ).
Из сообщения пресс-центра Министерства обороны Кыргызстана в этот день стало известно, что военная делегация Кыргызстана участвовала в форуме по обороне и безопасности в Пекине. По его данным, с 16 по 23 декабря 2011 года в Пекине проходил Международный форум по обороне и безопасности с участием военных делегаций оборонных ведомств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Кыргызскую сторону представили советник и.о. министра обороны, полковник запаса Мурат Бейшенов, командир войсковой части № 01849, полковник Мирбек Имаев и начальник военного института Вооруженных сил, полковник Искендер Икрамов.
В ходе мероприятия были обсуждены вопросы сотрудничества в обеспечении международной и региональной безопасности в борьбе с терроризмом, реформы в военной области, а также были рассмотрены перспективы развития обороны и безопасности государств-членов ШОС.
Депутаты Бишкекского горкенеша 20 декабря сократили число постоянных комиссий с девяти до пяти в целях оптимизации своей работы. По словам председателя Бишкекского горкенеша Марата Аманкулова, расходная часть городского бюджета превышает доходную, поэтому оптимизация необходима.
«Горкенеш решил начать с себя, а в будущем мы будем требовать аналогичных шагов и от мэрии, которая сократит количество служб и сотрудников», — сказал Марат Аманкулов.
Из сообщений пресс-службы президента Кыргызстана 20 декабря стало известно, что в этот день глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев провел встречи с президентом России Дмитрием Медведевым, с президентом Казахстана Нурсултанов Назарбаевым, с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и с главой правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером.
В ходе переговоров Алмазбек Атамбаев обсудил вопросы по актуальным направлениям двустороннего сотрудничества с Россией, обратился к Нурсултану Назарбаеву с просьбой скорейшего разрешения приграничных проблем между Кыргызстаном и Казахстаном, и обменялся мнениями о ситуации в Афганистане и перспективах участия Таджикистана и Кыргызстана в реализации инфраструктурных проектов с главой Таджикистана.
В среду, 21 декабря, стало известно, что страны ОДКБ договорились не впускать к себе военные базы третьих стран пока все остальные страны-члены ОДКБ не дадут своего согласия. Комментируя эту ситацию экс-секретарь Совета безопасности КР Мирослав Ниязов в интервью K-News выразил мнение, что это пока только теоретические замыслы ОДКБ, а как они будут реализовываться — покажет время.
«Я думаю, что решение о военных базах — это ориентир на будущее для стран, входящих в ОДКБ. Это делается для того, чтобы была некая согласованность в данном вопросе. Что касается ЦТП «Манас», то нужно дожить до 2014 года, в любом случае его закрытие сейчас будет противозаконным. Как будет на практике реализовываться решение ОДКБ — покажет будущее, потому что у каждой страны есть свои национальные интересы, не бывает вечных друзей или вечных врагов», — сказал Мирослав Ниязов.
Комментируя решение ОДКБ о введении войск при чрезвычайных ситуациях в страны-союзницы, экс-секретарь Совета безопасности выразил мнение, что это соглашение будет крайне трудно применять на практике.
«Каждая страна объявила о своей независимости, в суверенном государстве внутренние проблемы должны решаться внутри страны, без постороннего вмешательства. Вместе с тем опыт последних стран показывает, что толпа способна захватить власть. В любом случае, практическое введение войск в страну, где происходят чрезвычайные происшествия, будет очень трудным», — заключил эксперт.
В пресс-службе экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой сообщили, что комиссар Европейского Союза по вопросам развития Андрис Пиелбагс пообещал Розе Отунбаевой как можно быстрее рассмотреть вопрос о выделении 30 миллионов евро Кыргызстану в качестве помощи. Напомним, 21 декабря экс-глава Кыргызстана приняла участие в форуме «Дни европейского развития-2011», состоявшегося в Варшаве (Польша), где провела встречу с Андрисом Пиелбалгсом.
Вечером, 21 декабря, директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова заявила, что в 2011 году лицензия адвоката неофициально стоила 2 тысячи долларов, что на 1 тысячу больше по сравнению с 2010 годом. По ее мнению, Министерству юстиции необходимо пересмотреть положение о порядке лицензирования адвокатской деятельности.
В четверг, 22 декабря, в рамках Международной научно-практической конференции «Президент в системе органов государственной власти Кыргызстана: состояние, перспективы» заместитель заведующего отделом правового обеспечения Аппарата президента КР Алмаз Алыбаев высказал мнение, что в Кыргызстане парламент превратился в реальный политический институт.
Он объяснил это тем, что в парламенте Кыргызстана представлены все основные политические силы и Жогорку Кенеш путем проб и ошибок набирает силы и выдвигает новые требования. Алмаз Алыбаев положительно отнесся к тому, что премьер-министр страны был избран путем «мягкого рейтинга».
«Если говорить об оппозиции в парламенте, то ее роль как раз и заключается в выявлении и огласке ошибок правящей партии. К тому же, впервые в истории Кыргызстана в Конституции нашей страны заложены роль и действия парламентской оппозиции», — сказал заместитель заведующего отделом правового обеспечения Аппарата президента КР.
Однако академик Национальной академии наук Республики Казахстан Салахиден Сабикенов на этой конференции сказал, что в Конституции Кыргызстана нет установленной формы правления. Он объяснил это тем, что сейчас в Кыргызстане форма правления находится на стадии апробации, как и в Казахстане, и добавил, что в главном документе страны не прописаны функции и полномочия главы государства.
«Если в Конституции Казахстана реально написано, что у нас форма правления – президентская, то в Конституции Кыргызстана такого нет, поэтому ваш основной закон требует внесения изменений», — отметил Салахиден Сабикенов.
В последний рабочий день уходящей недели правительство Кыргызстана выделило список своих реальных достижений за 2011 год. По данным правительства, в 2011 году поступления доходов в государственный бюджет были увеличены на 36 %, начата борьба с коррупцией и организованной преступностью, выделено более 4 тысяч 500 льготных сельскохозяйственных кредитов под 9 % годовых, повышена прозрачность аукционов/тендеров по проведению государственных закупок, продажи государственных активов и выдачи лицензий на освоение месторождений, а также найдены альтернативные источники размещения средств пенсионного фонда под 12 % с гарантией их возвратности, которые ранее размещались под 4 %.
Также в пятницу в Бишкеке обсудили конфликты в оценке законов на круглом столе «Законодательный процесс как часть инфраструктуры мира в Кыргызстане», организованном представительством ПРООН в Кыргызстане. На мероприятии были обсуждены конфликты в нормативно-правовой сфере и способы их предупреждения. Советник по предупреждению и разрешению конфликтов Общественного Фонда «Egalitee» Иван Каменко высказал мнение, что в любом принятом законе есть конфликт.
«Если брать экспертный анализ закона, то мы обязательно найдем конфликт. Законодатель, принимая закон, должен учитывать лишь государственный интерес. У нас нет уважения к закону, как только его принимают, сразу начинают против него протесты. Поэтому я считаю, что нужно приучать население к правовой дисциплине», — отметил он.
Иван Каменко также считает, что кыргызстанцы страны не понимают сути работы Жогорку Кенеша, поскольку, по его словам, в большинстве своем парламент воспринимается населением как некая организация, которая преследует свои интересы.
«Это не так. Никто не знает, как он работает и как это тяжело – работать депутатом. Нужно проводить просветительскую работу с населением», — сказал эксперт.
Вечером, 23 декабря, правительство Кыргызстана представило программу развития страны «Стабильность и достойная жизнь». Данная программа, как отмечается во введении самого документа, будет определять политику правительства, цели, задачи, и перечень ключевых мер, которые будет осуществлять кабинет министров. Документ учитывает Среднесрочную программу развития Кыргызстана на 2012-2014 годы, предвыборные программы партий, вошедших в парламентскую коалицию и предвыборную программу президента страны.
Как подчеркнули разработчики документа, принципиальным его отличием от других правительственных программ является то, что кабмин принимает на себя политическую ответственность за его исполнение.