С 1 января 2012 года в стране запрещена эксплуатация самолетов «Ан-24», которые выполняли авиарейсы в регионы Кыргызстана. Из-за отсутствия других самолетов такого типа и слабой развитости инфраструктуры аэропортов в регионах страны, полеты в Джалал-Абад, Исфану и Баткен прекращены. Их жители теперь могут добраться до Бишкека и Оша только автомобильным транспортом.
Запрет на эксплуатацию самолетов «Ан-24» был введен правительством 26 сентября 2011 года «для безопасности пассажиров».
Всего на внутренних авиамаршрутах летали три самолета «Ан-24»: два принадлежали авиакомпании «Кыргызстан», один — авиакомпании «Avia Traffic». Все самолеты были выпущены в 1974-1977 годах.
Заместитель коммерческого директора авиакомпании «Кыргызстан» Зарина Бекмуратова рассказала K-News, что в данный момент авиаперевозчик осуществляет полеты на самолетах «Boeing-737-400», «Airbus-320» и «Ту-154» только по одному внутреннему машруту Бишкек-Ош.
Она сообщила, что эти самолеты не могут осуществлять рейсы в регионы Кыргызстана из-за слабой инфраструктуры местных аэропортов, которые могут принимать только «Ан-24».
«Состояние местных аэропортов в регионах Кыргызстана не позволяет даже принимать самолеты европейских моделей, однотипных с «Ан-24», потому что в них нет аэронавигационных систем», — пояснила Зарина Бекмуратова.
По данным Министерства транспорта и коммуникаций, все региональные аэропорты нуждаются в капитальном ремонте взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов, а также в обновлении или замене радиотехнического и метеорологического оборудования, средств связи.
Недовольство жителей
Депутат Жогорку Кенеша Жусупали Исаев (СДПК) 12 января озвучил недовольство жителей Баткенской области прекращением полетов из городов Исфана и Баткен в Бишкек. По его словам, услугами «Ан-24» часто пользовались больные люди, чтобы получить лечение в Бишкеке. Теперь они лишились такой возможности.
Жусупали Исаев отметил, что баткенцам сложно зимой попасть в Бишкек автомобильным транспортом через заснеженные перевалы. По этой причине парламентарий от их имени попросил правительство возобновить рейсы «Ан-24» в регионы Кыргызстана.
Зарина Бекмуратова прокомментировала, что в случае отмены запрета или продления срока полетов «Ан-24» авиакомпания возобновит рейсы в регионы Кыргызстана.
«Внутренние рейсы на «Ан-24» не очень доходные. Они были, по большей части, социально-ориентированными», — добавила она.
Две другие местные авиакомпании, занимающиеся пассажирскими перевозками, — «Avia Traffic» и «Air BISHKEK», — в данный момент тоже осуществляют полеты только по маршруту Бишкек-Ош.
Агентство гражданской авиации при Министерстве транспорта и коммуникаций собиралось еще в 2011 году вывести самолеты «Ан-24» из использования и заменить их иностранные воздушные суда.
Занимавший на тот момент должность директора Агентства Нурдин Джолдошев обещал, что до начала 2012 года новые самолеты будут закуплены местными авиаперевозчиками.
До января 2012 года самолеты «Ан-24» ежедневно осуществляли по пять рейсов из Бишкека в Ош, по четыре полета в Баткен и Исфану каждую неделю, два рейса в Джалал-Абад еженедельно.
Авиапарк Кыргызстана
По данным Министерства транспорта и коммуникаций, в реестре воздушных судов Кыргызстана числится 70 самолетов и 21 вертолет. Из них только 26 самолетов и 13 вертолетов пригодны к полетам. 9 пассажирских самолетов, годных к полетам, — иностранного производства.
Агентство гражданской авиации намеревалось вывести из использования все советские самолеты из-за их технического состояния и заменить их на иностранные воздушные суда.
Однако этого сделано не было, а 26 декабря 2011 года в аэропорту Оша разбился самолет «Ту-134» авиакомпании «Кыргызстан».