После межэтнических конфликтов в селе Маевка и на юге страны в 2010 году в многонациональном Кыргызстане стала актуальной тема роста национализма и нетерпимости этносов друг к другу.
Приобрел значение вопрос владения кыргызским языком, который неоднократно поднимался среди политиков и некоторых депутатов Жогорку Кенеша. Это вызвало неоднозначную реакцию у общественности и гражданского сектора.
Помимо этого, только за последний месяц в стране произошли три межэтнические стычки, самой крупной из которых стал конфликт между таджиками и кыргызами в Баткенской области в селе Андарак в конце 2011 года.
По данным силовых структур, в Кыргызстане в данный момент имеется 147 точек межэтнического напряжения, где могут произойти новые столкновения.
Чего ожидать в межэтнических отношениях в новом 2012 году и как избежать конфликтов между этносами? Об этом K-News рассказала Татьяна Выговская, директор Общественного Фонда «Egalitee», который на протяжении нескольких лет занимается исследованием межэтнических отношений и управлением конфликтами на этой почве.
Все этносы Кыргызстана одинаково подвержены национализму
Как охарактеризовать состояние межэтнических отношений в Кыргызстане в 2011 году?
Крайне тревожное, потому что нет ясности и определенности в отношениях между всеми этносами. Есть несколько причин. Первая – правовой нигилизм, то есть люди очень слабо знают законодательную базу. Этнические меньшинства уверены, что в Кыргызстане законодательство дискриминационно по отношению к ним, то есть, что они имеют меньше прав, чем этнические кыргызы. Это предубеждение создает некоторую неопределенность, как людям общаться, на что они могут и не могут рассчитывать. Соответственно усиливается конфликтный потенциал, потому что люди не знают, как им жить дальше, где и как лучше поступить.
Во-вторых, после июньских событий 2010 года на юге Кыргызстана у всех этнических меньшинств появился синдром страха. Об этом свидетельствует рост миграции этнических меньшинств из Кыргызстана и их резкая реакция на некоторые вопросы, например, на широкое употребление кыргызского языка. С другой стороны, вопрос деструктивного участия меньшинства в межэтническом конфликте июня 2010 года вообще не рассматривается, более того, является опасным и вызывает шквал негативных эмоций в обществе. Это не позволяет кыргызам реабилитировать своё национальное самосознание, которое получило тяжелый удар после тех событий. Это вызывает чувство обиды и культивирует последующую агрессию этнического большинства.
Также в обществе слишком много интернациональных призывов. Они мешают людям спокойно воспринимать свою этническую принадлежность, тот образ жизни и систему ценностей, которая в них заложена семьями. Призывы к тотальной интеграции создают впечатление, что человека могут лишить его привычных жизненных устоев, а также вынуждают его беспричинно защищать свою уникальность. Это провоцируют нарастание ярковыраженных националистических настроений.
Эти тенденции выражены только среди этнического большинства?
Среди этнических меньшинств тоже, потому что национализм в стране не является сугубо кыргызским. Национализму может быть подвержен любой человек, потому что любой человек будет яростно защищать свои основные ценности, которые он приобрел под воздействием идентификатора, именуемого «национальность». За этнической принадлежностью стоят болезненные для человека струны – такие как семья, род, воспитание, культура, вера. Неудивительно, что национализмом страдают в одинаковой мере все люди, но наше общество отказывается воспринимать даже намёки на существование национализма среди этнических меньшинств.
По какой причине на этот вопрос не обращается внимание?
Есть несколько факторов. Во-первых, это советские и постсоветские ценности, которые свидетельствуют о том, что все не только равны, но и одинаковы.
Во-вторых, действуют стереотипы. Например, по поводу роли России в развитии Кыргызстана. Попробуйте на улице назвать русского националистом. Вам сразу начнут говорить: «Как это так?! Россия — святой стратегический партнер! Она вообще эту страну «сделала»», и так далее. Но святых не бывает, националисты среди русских есть, и не только в России. Надо признать, что этнические русские в Кыргызстане в достаточной степени проявили свой национализм, не только на бытовом, но и на информационном уровне. Про-русские националистические публикации в СМИ в начале 2011 года являются достаточным доказательством существования острой проблемы.
На бытовом уровне, этот национализм среди русского меньшинства хорошо заметен в детских садах и школах Бишкека, о чем у нас тоже стыдно говорить. Очень часто мы сталкиваемся со спорами между учителями или воспитателями и родителями по поводу неравного отношения к детям. И всегда, если учитель – русский, а родитель – любой другой неславянской национальности, спор заканчивается прямыми или косвенными оскорблениями по национальному признаку. Если родители и учитель – русские, то их спор не приобретает национальный вопрос, а остается в плоскости компетенции педагога.
Но самое страшное — это действительно заметное «иное» отношение к детям неславянской нации со стороны педагогов-славян. Оно имеет место и, фактически, открыто объясняется национальной принадлежностью ребёнка.
Часто представители именно русского этнического меньшинства, вступая в спор с кыргызами, первыми упоминают о роли русских в существовании государства в Кыргызстане, наносят оскорбление по национальному признаку, обвиняя в каких-либо бытовых «грехах», а потом очень сильно удивляются предложениям «ехать в свою Россию». А ведь в таких бытовых перепалках как нельзя более ярко проявляется и шовинизм, и имперское самосознание этнического меньшинства.
В то же время, есть русские, которые совершенно по-другому относятся к проблеме, хотят учить кыргызский язык, жить и работать в этой стране. Опасно то, что, если первая группа «перегнёт палку», то насилию подвергнутся все без разбора. И угроза реальна, поскольку националистическая группа более заметна, чем толерантная.
Как проявляется национализм у этнических меньшинств?
В обостренном чувстве национального самосознания, яростном противлении изучению кыргызского языка, склонности винить этническое большинство в личных неудачах, требовании для себя преференций и привилегий за счет кыргызов в силу принадлежности к этническому меньшинству, которое, якобы, имеет более «древнюю», и потому «лучшую» историю и культуру. Например, это отмечено среди дунган или уйгуров, а также всех кавказских народов.
В этом плане менее агрессивные и наиболее толерантные — это представители европейских национальностей, проживающие здесь. К примеру, немцы.
Почему проявления национализма среди меньшинств не всплывают на поверхность?
Как правило, из-за стереотипов. Считается, что этническое большинство – сильное, а любое этническое меньшинство – слабое. И в любом конфликте общественное мнение – на стороне слабого.
Национализм со стороны кыргызов больше заметен, потому что их много. Он не сильнее и не слабее национализма этнических меньшинств, но по эмоциональному накалу они равны друг другу.
Дискриминация прав меньшинств — миф
А как насчет разговоров о дискриминации прав этнических меньшинств со стороны титульной нации?
Законодательно права меньшинств никто не ущемляет до такой степени, чтобы их нужно было защищать, поэтому нет такой необходимости. А разговоры о дискриминации только разговорами и остаются, потому что «дискриминация» – правовая категория, а то, что у нас называют дискриминацией, лежит в сфере взаимодействия между людьми. Тут уж, извините, каждый должен решать свои проблемы сам.
Хотя представители меньшинств часто говорят об обратном.
Я знаю много людей, которые жаловались, что не смогли устроиться на госслужбу, якобы, из-за большого количества кыргызов, работающих там. Однако эти люди на зарплату рядового специалиста не пойдут, а хотят на пост, как минимум, начальника управления. Но на эту должность они не тянут по образованию и уровню личностных качеств. Естественно, человеку сложно признать свою вину, что он не смог пройти на желаемую позицию и легче всего обвинить в этом другого человека. А сделать это легче всего по национальному признаку, потому что не так обидно.
То есть, все заявления об ущемлении прав этнических меньшинств лишены оснований?
Я вижу это так, ведь никто ничего не запрещает, никто никого не ущемляет. Возможно, меньшинства чувствуют себя скованно из-за трайбализма и родоплеменных связей среди кыргызов, которые уже забыты среди многих других этнических меньшинств.
Суть в том, что представители меньшинств не чувствуют поддержки своих соплеменников и они заведомо уверены, что им придется бороться с кыргызами за место под солнцем, если они начнут вести какой-либо бизнес или что-то подобное.
Но как насчет дискриминации узбеков на юге Кыргызстана?
В этом случае не всегда рассматривается правовая сторона вопроса. Для того, чтобы проводить дискриминацию должно быть официальное распоряжение властей. Но нигде не написано, что узбеков надо дискриминировать, нет постановлений и указаний об этом со стороны властей, государство этим не занимается.
Другое дело – притеснения. Они имеют место быть, но это делается по принципу и праву силы, которое есть у этнического большинства, но не по закону. Чаще всего эти притеснения носят материальный характер.
Причины межэтнического противостояния на юге Кыргызстана
А каковы сейчас отношения между кыргызами и узбеками?
Отношения между ними в Ошской и Джалал-Абадской области остаются натянутыми, но они всегда были такими и трудно ожидать, что после побоища 2010 года наступит улучшение. Фактически, ситуация там какой была, такой и осталась.
Несмотря на работу медиаторов и попытки примирить эти этносы?
В наших условиях медиация неэффективна, потому что медиатор должен иметь большой авторитет и специальное образование, а не прохождение краткосрочных курсов. Если в постконфликтной точке «потусовался» медиатор, после этого сложно ожидать полного разрешения конфликта.
Возьмем теперь деятельность по предотвращению конфликтов. Согласно правилам, подавляющее большинство проектов должны быть рассчитаны, как максимум, на один год, и должны повлиять на большую массу людей. Но это нереально, поскольку изменение сознания происходит, как минимум, через три года.
Влияние могут иметь только культурно-массовые мероприятия, но каким образом они разрешат межэтническое противостояние, которое возникает только из-за неудовлетворенности собственной жизнью? Пока человек не зарабатывает достаточно, чтобы удовлетворить свои потребности, пока он не знает, что надо сделать для их обеспечения, он будет конфликтовать с другими людьми. Признаться, что ты идёшь на конфликт из-за недостатка денег – стыдно, лучше «разобраться» по национальностям.
Неумение признавать правду и материальные интересы сделали националистические стычки чуть ли не единственным легкодоступным способом выразить недовольство собственной жизнью, которое копится с каждым днем.
Для примирения кыргызов и узбеков требуется улучшить их социально-экономическое положение?
Для начала надо научить их самостоятельно улучшать свою социально-экономическую ситуацию. Наравне с этим нужно ввести программы планирования семьи, в рамках которых объяснять будущим родителям, что дети, испытывающие неудовлетворенную материальную потребность в чем-либо или чувствующие себя ущемлёнными, — это потенциальные националисты, потому что межэтническое противостояние является последствием внутриличностного конфликта, зарождающегося в возрасте от 7 до 10 лет.
Если в этот период ребенок страдает из-за плохой еды, плохой одежды, недостатка ресурсов, и вдруг его обидит представитель другого этноса, ребенок на вышеописанном фоне будет ненавидеть этнос обидчика до конца своей жизни.
А у кыргызов и узбеков в Оше практика демонстрации собственного превосходства существовала всегда. Эти мелкие демонстрации и приводят к всплескам наподобие июньского в 2010 году.
Такие мелкие демонстрации и бытовые конфликты на политическом уровне нельзя урегулировать. Это может сделать семья и общественные институты – НПО, школы, органы местного самоуправления. Все вышесказанное касается отношений между кыргызами и узбеками на всей территории Ошской и Джалал-Абадской областей.
Коснемся теперь отношений между кыргызами и таджиками. В конце декабря 2011 года между ними был конфликт в селе Андарак Баткенской области. Каковы его корни, потенциал, ареал?
Недостаток ресурсов, неопределенность жизни, огромный спектр нерешенных бытовых проблем. Это приграничная зона, ареал конфликта распространяется на всю кыргызско-таджикскую границу, где в смешанных сообществах каждый человек претендует на какие-то привилегии для себя, а в нехватке чего-либо винит другую сторону.
Эти проблемы можно решить как раз на политическом уровне — делимитация и демаркация границы, четкое насаждение правил, установленных законом. Пока этого не случится, конфликты будут происходить во всех неделимитированных зонах на протяжении долгого времени с завидной регулярностью и жестокостью.
Универсального метода борьбы с национализмом нет
А почему на севере страны межэтнические конфликты менее выражены, чем на юге?
Север страны более экономически активен и благополучен, ближе к инновациям. К тому же, люди на севере Кыргызстана лучше знают, что им делать в случае ухудшения материального положения, и как решать возникающие проблемы.
Исходя из вышесказанного получается, что основным источником появления национализма являются бытовые и социально-экономические вопросы?
Плюс социально-психологические. Для решения этих проблем надо принимать индивидуальное решение в каждом индивидуальном случае. Например, в одном селе надо организовать психологическую службу, которая будет помогать людям выйти из состояния обиды, в другом селе надо силами милиции призывать к мирному сосуществованию жителей разных национальностей и наказывать за любые немирные выходки, в третьем — надо проводить молодежные программы, которые займут представителей разных этносов общими делами и сформируют общие интересы.
Разве нет универсального решения этих проблем наподобие создания государственной концепции или выработки единого политического курса?
Можно проводить широкую информационную кампанию о равноправии всех этносов ресурсами государства, то есть — пропаганду. Понимаете, национализм и толерантность являются морально-психологической категорией и основное влияние на них оказывает информация. Этим очень хорошо пользовались при Советском Союзе, сейчас пользуются в России и США.
Я не понимаю, почему это не используется у нас на правительственном уровне. Такую пропаганду можно проводить через СМИ, органы местного самоуправления, организацию мероприятий на государственном уровне, через институт курултая. Главное, чтобы был посыл в наличии одинаковых прав у всех граждан любых национальностей.
Языковой вопрос
Какие существуют проблемы в межэтнических отношениях, связанные с кыргызским языком?
Во-первых, такая проблема есть между самими кыргызами. Проживающие в северных регионах Кыргызстана уроженцы юга страны не всегда понимают местный кыргызский язык, потому что они привыкли говорить только на своем кыргызско-узбекском или кыргызско-таджикском диалекте.
На севере принято, что если два человека не понимают друг друга, они используют русский язык. Но уроженцы с юга Кыргызстана часто русского не понимают. В такие моменты они чувствуют себя обиженными, и в ходе разговора у них может возникнуть ощущение, что про них сказали плохое, начинается скандал.
Но эти кыргызы, которые приехали с юга страны, только защищаются. Они специально никого не заставляют говорить по-кыргызски, тем более этнические меньшинства.
Как правило, авторами намеренных провокаций и оскорблений по принципу владения кыргызским языком в адрес этнических меньшинств и русскоговорящих кыргызов являются трудовые мигранты, которые побывали в России или Казахстане, причем не имеет значения, из какого региона Кыргызстана они.
Что касается националистических публикаций в СМИ и риторики депутатов – они обществом практически не воспринимаются. Заявления о том, что парламент выступает против русского языка – это лишь политическая риторика, которая не доходит до мест.
Прогноз на 2012 год
Каков прогноз по межэтническим отношениям на 2012 год?
Отношения между кыргызами и узбеками сохранятся напряженными, но я не думаю, что это выльется в открытые столкновения, особенно в нынешнем году.
Между кыргызами и таджиками возможны мелкие локальные столкновения из-за бытовых и социально-экономических вопросов.
На севере страны возможны столкновения между кыргызами и представителями меньшинств, в особенности, кавказцами, потому что уже скопилось немало обид, за которые кавказцы, в силу своего менталитета, должны мстить. У кыргызов тоже есть свои представления о мести и справедливости, поэтому это противостояние может быть более чем «жарким».
Столкновения, похожие на то, что было в Андараке, возможны в отдельных селах Сокулукского, Аламединского, Иссык-Атинского районов Чуйской области. Все они будут происходить из-за бытовых проблем, однако эти конфликты будут иметь национальную окраску, потому что накал уже есть.
Как их предупредить или пресечь с минимальным резонансом?
В октябре 2011 года в селе Орок Чуйской области произошла крупная драка между кыргызами и турками. Туда быстро прибыла милиция и жестко всех разогнала. Этот факт не попал в СМИ и остался неосвещенным, потому что обе стороны конфликта были очень довольны действиями властей, ведь милиция разогнала и кыргызов, и турков. Самое интересное — после этого обе стороны не имеют никаких претензий к государству.
Еще один пример — в середине 2011 года в одном из сел Аламединского Чуйской области из-за спорных земель подрались кыргызы-мигранты и кавказцы. Последних было больше, они сильно избили двух кыргызов, третий успел убежать за помощью. Интересно отметить, что кыргызам стало все равно, что бьют мигрантов — побежали в драку все, кто смог, и едва не началась массовая свалка.
Очень быстро туда прибыли милиция и дружинники, которые быстро разогнали всех, причем сильно досталось обеим сторонам конфликта. Быстро подключились органы государственной власти и местного самоуправления. После этого не было никаких заявлений в милицию о насилии намежэтнической почве, да и сам накал отношений в селе достаточно снизился.
Другие примеры: в конце 2011 года стало известно, что власти заблокировали 12 интернет-сайтов за распространение экстремизма. НПО и СМИ возмущались этим, обвиняли власти в давлении на свободу слова, но население поддерживает эту меру, усматривая в ней ощутимую защиту от экстремистов со стороны государства.
То же самое с осуждением правозащитника Азимжана Аскарова — заявления его адвоката о «махровом национализме» вызвали у кыргызского населения несогласие, поскольку оно считает пожизненное осуждение Аскарова борьбой государства с сепаратизмом. Острой реакции среди всех этнических меньшинств на исход этого дела попросту не было.
Значит, сфера межэтнических отношений в Кыргызстане в 2012 году останется напряженной?
Я думаю, что уровень и накал межэтнического напряжения по всей стране сохранится на высоком уровне.
Недавно Министерство внутренних дел сообщило о наличии 147 точек межэтнического напряжения в Кыргызстане, где могут произойти конфликты? Насколько правдивы эти данные?
Я не думаю, что у нас есть столько точек напряжения. Я больше склонна доверять данным ГКНБ о наличии только 29 точек. У нас имеются аналогичные данные.
Возможно, у МВД имеется своя методика подсчета и они регистрируют места, где были драки с националистической риторикой.
Что нужно сделать для снижения межэтнического напряжения?
В первую очередь надо убрать из конфликтных зон всю неквалифицированную рабочую силу, которая занимается предупреждением и разрешением конфликтов. Для этого мало иметь стремление, желание, двухнедельные курсы за спиной. Слишком высока ответственность.
Государственные усилия надо направить на подготовку специалистов, которые могут работать с людьми на местах. Насколько мне известно, в стране два университета, где есть программы по конфликтологии — в эти вузы нужно вложить средства, чтобы они выпускали реальных специалистов.
Пока эти люди не подготовлены, власть должна постараться создать для людей адекватный образ будущего, а также дать понятную информацию о том, как его достичь. Под этим образом подразумевается, что население должно понять необходимость самостоятельного поиска работы, занятости, самообеспечения, а не ожидать всего этого от государства.
Этой меры будет достаточно, чтобы снизить межэтническое, социальное, политическое напряжение. А потом будут готовы специалисты, которые предложат нужные решения по разрешению конфликтов.
Параллельно нашим властям пора перестать говорить о третьих силах и формировать образ врага. Это опасно в нынешней ситуации, врагом обязательно станет человек другой национальности, то есть – этнические меньшинства.
Вкладывать средства в культурно-массовые мероприятия, курултаи, обсуждение межэтнического согласия будет пустой тратой финансов, поскольку нужны специалисты.
И последнее — государство должно следить за соблюдением законов всеми жителями республики всех национальностей.