О том, как создать работающую идеологию, которая сможет сплотить кыргызстанцев, K-News узнал у психолога Владимира Школьного.
Как Вы считаете, на какой основе должна строиться идеология, на какой идее?
Многие наши «деятели» от культуры и науки считают, что идеология в Кыргызстане должна быть построена на идеях Манаса. Но, извините, это чисто кыргызская идея, и если республика называется Кыргызской, то это не значит, что и другие народы должны жить идеями Манаса.
Если проводить аналогии, то у тех же русских есть свой легендарный герой — Илья Муромец, если украинцев взять, то у них – Добрыня Никитич, у белорусов — Алеша Попович, и так далее. Но это — такие же легендарные личности, как и Манас, а человеку для самоидентификации нужна конкретная и реальная личность из такой же среды, как и он сам. Точнее нужен набор, пантеон каких-то конкретных и реальных людей, которые в той или иной области принесли пользу нашему государству, продвинули его, в том числе – перед региональным или мировым сообществом. И делом, а не на словах, как это в нашем обществе сейчас принято. Простому человеку нужна конкретика, а не слова.
Уже целых 20 лет мы живем без идеологии. А гражданам любого государства она нужна не меньше воздуха. К примеру, американцы: ребенок родился, а ему уже навязывают мысль о том, что США – превыше всего. При коммунистах было примерно то же самое. Я не певец того времени, но если там было хорошее зерно, то почему бы его не взять и не сохранить сейчас, в нашей жизни? Ребенок приходил в школу, и там его учили на положительных примерах из жизни, направляли в какое-то одно единое русло, учили коллективизму, взаимопомощи, взаимовыручке и так далее.
У нас этому не учат уже 20 лет. Поэтому мы имеем сейчас среди молодежи люмпен-индивидуалистические настроения. То есть – каждый сам за себя. И при этом каждый хочет ничего не делать и все иметь, что-нибудь урвать, и чтобы за это ничего не было.
Я не тоталитарных взглядов человек, но считаю, для того, чтобы развивать в молодежи вот это самое чувство коллективизма и многие другие ему подобные, без которых государство в итоге может просто рухнуть и распасться, в любом случае необходима единая государственная идеология. Людям должны с пеленок прививаться ценности, единые для всех. Не важно кыргыз ты, узбек, таджик или русский. Только при этом условии можно будет получить единую нацию, а не конгломерат из разобщенных народов, который мы сейчас из себя представляем. Должно быть что-то цементирующее всех, единые для всех ценности, а не навязанные сверху какие-то мифические заповеди.
Представителей других этносов каким образом они касаются? Лично мне по жизни хватает десяти заповедей из Библии. Даже если взять три авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам — три родных сестры: ценности-то в них одни и те же. Почему бы самое лучшее из них не взять за основу единой государственной идеологии, и предварительно облечь их в современные одежды?
То есть, ценности лучше брать в основном из современной истории?
Отсечь все, что было раньше, нельзя. Должна идти поэтапная преемственность: те, на кого я ориентируюсь, воспитывались на примере вот тех, а те воспитывались на примере тех, и так далее. То есть, допустим, я равняюсь на своего отца, а мои дети равняются на меня. Поскольку я уважал своего отца, обращался к нему по имени-отчеству, выполнял все его наказы, то точно так же они будут относиться и ко мне. Это и есть преемственность поколений. И более чем наглядный пример – Китай. Почему китайцы – это народ, который почти не ассимилируется сам, но успешно ассимилирует все другие народы? Причина, прежде всего, здесь – идеологическая, потому что у них, согласно устоям конфуцианства, буддизма и даосизма — единой государственной идеологии — в мозгу и генах на протяжении веков заложено почитание конкретных предков и их деяний.
При этом череда героев единой нации должна обновляться из поколения в поколение. Это долгая и кропотливая работа, но необходимо покопаться в истории и развить идею о том, что были и есть у нас свои герои, которые проживали и проживают сейчас среди нас, в Кыргызстане. Таким образом, постоянно нужно выдвигать достаточную волну реальных героев – наших дедушек и бабушек, отцов и матерей, братьев и сестер. И на этом строить базис преемственности, объясняя каждому новому поколению, что это было, и это надо сохранять, продолжать и преумножать.
Из-за отсутствия единой государственной идеологии мы за годы, так называемой, независимости уже потеряли два поколения. Мы потеряли тех, кто закончил школу в 90-х годах и в 2000-х годах уже родил детей, и эти дети уже пошли в садик. Идеологически мы потеряли первых, и уже почти потеряли вторых, из которых скоро получим только люмпенов и космополитов.
Мы проводили в 2006 году опрос среди старшеклассников столичных школ. Получили очень настораживающую цифру — 76 % десяти- и одиннадцатиклассников всех национальностей уже тогда не связывали свое будущее с будущим нашего государства. И это более чем наглядный результат отсутствия единой государственной идеологии.
Когда человек видит, что государство ощутимо заботится о нем, то тогда и у человека вырабатывается обратная связь: обо мне государство позаботилось, и я тоже должен сделать что-нибудь, чтобы оно процветало еще больше. Тогда и я буду жить еще лучше! А так — все элементарно видят, что государству до его граждан просто нет дела. Если реальная бабушка получает пенсию 1,5-2 тысячи сомов, а нормальный прожиточный минимум в Бишкеке почти 15 тысяч, то тогда какого лешего эта самая бабушка «горбатилась» 40 лет на это самое государство, которому со временем я тоже буду не нужен?! Разве не так думает обыватель? Точно так. Потому что коммунальные услуги за ту самую двухкомнатную квартиру, в которой бабушка живет, — 1 тысяча 200 сомов в месяц, а у нее пенсия полторы тысячи, в итоге на оставшиеся 300 сомов она может покупать в день полбуханки хлеба и запивать ее водой из-под крана. И ради этого стоило 40 лет впахивать на государство?
Наверное, так рассуждали те старшеклассники, которые написали, что не видят себя в нашей стране: пусть государство о себе заботится, а я поеду туда, где будет не только булка хлеба, а еще и масло, и чай с сахаром. В ту же Россию, в тот же Казахстан. Там сейчас минимум 1,5 миллиона наших соотечественников живут и работают, чтобы прокормить здесь, в Кыргызстане, своих родственников. Не на ПМЖ они там, а как гастарбайтеры, но вы их спросите, связывают они свое будущее с Кыргызстаном или с Россией, и вам три четверти из них ответят, что с Россией, потому что у нас делать нечего, здесь и так низкооплачиваемых и безработных хватает.
Два последних поколения уже безвозвратно потеряны или их можно еще вернуть? Если, к примеру, сейчас серьезно заняться вопросом идеологии…
Понимаете, идеология идеологией, но здесь же есть еще и понятия чисто маркетинговые. В первую очередь, это – нужды человека, то есть элементарно необходимо обеспечить его жизнедеятельность. Человек может прожить 36 дней без еды, на одной воде, без воды — максимум четыре дня, зимой он не может ходить в одной футболке и босиком, а значит, человек должен быть обут, одет, напоен, накормлен, уверен в завтрашнем дне. Тогда только у него появляются потребности, в том числе и потребность в духовном росте и личностном развитии. Ведь когда он просто элементарно хочет есть, ему не до походов в театр, в библиотеку и в кино – у него элементарно стоит задача найти кусок хлеба для себя и своей семьи.
То есть нужно сначала поднять экономику и потом заняться идеологией? Или параллельно все это делать?
Естественно, это надо делать все параллельно. Иначе может получиться, как с той самой цаплей — хвост вытащила, клюв увяз, клюв вытащила — хвост застрял, и так до бесконечности.
Каждые 25 лет должен быть свой герой, но ведь сейчас нет таких…
Не герой, а герои. Причем они должны быть не мононациональными, а полинациональными. Допустим, дунганин: есть такой-то трудяга-работяга, который вырастил на небольшом клочке земли такое количество овощей, которого еще не было за всю историю человечества, которые он потом при помощи государства частично вывез в Казахстан и продал. И этот трудяга, и само государство получили от этого существенную прибыль. Такие примеры можно показывать ученикам на уроках экономики. И при этом указывать, где конкретно этот передовик живет. Таким образом, есть привязка к месту, привязка по времени и то, что это был конкретный, реальный человек, с которым можно себя самоидентифицировать. Это чисто психологический аспект.
То есть сейчас, поскольку во власти нет таких героев, нужно искать их среди простых людей?
Естественно. У нас во власти сколько народа находится, а население государства какое по численности? Вот и посчитайте. Это антигероев у нас полно: Бакиев — «герой» у нас был — «смылся», в Беларуси живет. Акаев – тоже «герой». Да и сейчас среди нас подобных «патриотов» — ура-патриотов и «шапкозакидателей» — более чем достаточно…
А как тогда быть с национальными лидерами при условии, что такую идеологию построят? У людей будет понятие Родины, настоящего патриотизма, но лидеров-то государства уважать будут?
Смотря кого, и смотря за что уважать. Как, например, современные нам политики и законодатели могут стать нашими кумирами и героями? Простой пример: года два или три назад Евросоюз реструктуризировал нам наш долг и частично простил 224 миллиона евро. На что наши депутаты, в количестве 75 штук, поднялись и с улыбками радостно начали рукоплескать, мол, ура, нам простили! Извините, но на это плакать надо было. Потому что когда Нигерии Евросоюз отказался долги реструктурировать и прощать, то Нигерия напряглась и погасила свой долг за счет своих же внутренних ресурсов. А как поступили с нами? Фактически нам всем тогда дали понять: «Вы же вернуть не сможете, мы вам, убогим, простим поэтому». Плакать надо было в 150 ручьев (по два глаза у каждого депутата) горькими слезами, а наши депутаты-избранники аплодировали и ликовали… Чему и на чем здесь учиться?