Об этом сегодня, 20 февраля, на семинаре, посвященном медицинскому освидетельствованию пыток и жестокого обращения, сообщила руководитель группы независимых специалистов «Молодежная правозащитная группа» Елена Халитова.
«Посещая изоляторы временного содержания (ИВС), мы сталкиваемся все с новыми и новыми методами пыток. Они делятся на физические и психологические. К физическим относятся: удары кулаком, плетью, ногой, размозжение тканей с помощью «катка», подвешивание и растягивание рук и ног в стороны, ожоги, асфиксия, проникающие ранения, химические препараты, сексуальное насилие, подверганием экстремальным температурам. На юге Кыргызстана я недавно столкнулась со случаем, когда человеку под ногти вставляли иголки. Помимо этого распространено длительное ограничение движений, травматическое удаление пальцев, конечностей или органов. Бывает такое — я захожу в камеру, человек ни на что не жалуется, а встать не может. У нас часто такое бывает: применяют пытку «фаланга», когда физически воздействую на ступни ног. Даже через несколько лет можно определить, что человек подвергался такому виду пыток, из-за этого меняется походка, и человек практически становится инвалидом», — рассказала Елена Халитова.
Она также остановилась на психологических методах пыток, которые, в первую очередь, влияют на психику задержанных.
«К таким можно отнести унижение, психологическое предательство — когда, например, на юге в июне прошлого года заставляли «доносить» на соседей и говорить о том, чего они не совершали. Еще один метод — когда дети становятся свидетелями того, как их родителей пытают. Или включают на полную громкость звуки детского плача, оставляют надолго одних в камере, где нет возможности общения. Это тоже влияет на психику», — подчеркнула Елена Халитова.
Она отметила, что часто бывает такое, что медработники, проводя экспертизу, на психологическое насилие внимания не обращают.
«Нельзя говорит о том, что если телесных повреждений нет, то нет и вреда для здоровья и не было фактов пыток. Ведь даже когда человек думает о перенесенных пытках, у него начинает болеть голова и возникает страх», — резюмировала Елена Халитова.