Такую характеристику дал проекту «Межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов» юрист компании «Трейд-Ойл» Виктор Воронов накануне, 12 марта, в интервью K-News.
«Данное соглашение предусматривает, что беспошлинно завозить ГСМ в Кыргызстан смогут только компании «Газпром нефть Азия» и «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан». Так как данные компании является дочерними предприятиями ОАО «Газпром нефть» и ЗАО «Газпромнефть-Аэро», возникает целый ряд вопросов, актуальных как для Кыргызстана, так и для российской стороны», – сказал юрист.
По его словам, первым таким вопросом становятся те основания, по которым «Газпром» наделяется данным приоритетным правом на беспошлинные поставки.
«ОАО «Газпром нефть» – крупный, но не единственный производитель бензина в России. Помимо «Газпрома» нефтетрейдеры Кыргызстана имеют долгосрочные контракты с официальными дилерами еще 5-6 российских производителей. Поэтому совершенно не понятно, на каком основании на государственном уровне приоритетное право поставок отдается лишь, фактически, одной компании», – пояснил эксперт.
«Также совершенно не понятно, почему все остальные действующие в Кыргызстане нефтетрейдеры должны будут либо закупать горючее у «Газпром нефть Азии», либо ввозить его, уплачивая пошлины. Данная ситуация опасна еще и повышением розничных цен на ГСМ, поскольку «Газпром нефть Азия», владея 1/6 всех заправок республики, просто не в состоянии будет самостоятельно реализовать все ввозимое топливо конечному потребителю. Основные клиенты «Газпрома» – это мелкие оптовики, которые накручивают цены», – заметил Виктор Воронов.
Он также подчеркнул, что выиграв государственный тендер на поставку горючего для посевной 2011 года, «Газпром нефть» не справилась с взятыми на себя обязательствами в полном объеме.
«Во-первых, «Газпром нефть Азия», не имея разветвленной сети АЗС, не смогла реализовать ГСМ без посредников, которые в свою очередь взвинчивали цены. Во-вторых, компания не рассчитала заранее необходимые объемы топлива, в связи с чем у отечественных сельхозпроизводителей возник дефицит горючего. В-третьих, у «Газпрома» возникли проблемы с оперативной поставкой ГСМ в связи с отказом от железнодорожных перевозок в пользу бензовозов», – пояснил юрист.
Напомним, накануне, 12 марта, нефтетрейдеры Кыргызстана распространили в СМИ обращение к президенту, Жогорку Кенешу и правительству КР, направленное против создания искусственной монополии на отечеством рынке ГСМ путем передачи приоритетного права на все беспошлинные поставки ОсОО «Газпром нефть Азия». Под обращением подписались 14 компаний.