Сергей Масаулов: В вопросе Таможенного Союза наши депутаты напоминают задумчивых кенгуру

Автор -

    21 марта в Москве состоялся круглый стол об интеграционных процессах на постсоветском пространстве. На этом мероприятии прозвучало экспертное мнение, согласно которому Кыргызстан присоединится к Таможенному Союзу (ТС) в 2013 году «на очень специфических условиях».

    Вопрос вступления республики в это единое таможенное пространство KNews прокомментировал президент Центра перспективных исследований, представитель Российского института стратегических исследований в Кыргызстане Сергей Масаулов.

    Можно ли ожидать, что, не вступив в Таможенный Союз, Кыргызстан окажется в некой изоляции?

    Казахстан уже сейчас завершает строительство дороги в обвод нашей границы, и из Алматы в Тараз можно будет проехать, не заезжая ни разу на территорию Кыргызстана. Это не случайно — это некая политика, направленная на создание сплошной границы.

    Далее — непроницаемая граница с Узбекистаном в случае, если наш парламент одобрит введение безвизового режима с 42-мя странами.

    Таким образом, нас замкнут и все. Граница сплошная будет, стеной, а мы никуда не попали. Вопрос: куда мы развернемся со своим китайским товаром? Понятно куда – Турецкая Республика Северного Кипра, еще какие-нибудь такие политические оффшоры. Куда деться-то?

    Но и при вступлении в Таможенный Союз страна столкнется с множеством проблем — тот же «Дордой», к примеру. Есть ли пути их решения?

    Когда говорят о том, что наше вступление в Таможенный Союз сразу прекратит движение китайских товаров, так ТС и так и этак его прекратит – вступили мы в него, не вступили.

    Но если вступили, то будет легче и в политическом,и в экономическом смысле.

    Потому что можно обсуждать некий период, в течение которого у нас будут некоторые преимущества. А если не вступим, то с самого начала все трудности получим.

    По большому счету, я сказал бы так: у нас существует швейная промышленность. Она неплохая, потому что я товары «Made in Kyrgyzstan» встречал даже в Бельгии, они в Брюсселе продаются. Причем не где-нибудь, а на площади, где продаются разные сувениры. В швейной промышленности надо вырабатывать методики, условия, тарифы и спокойно работать.

    С китайскими товарами – ну, что… понятно, что здесь потихоньку придется бал завершать, потому что не получится и дальше гнать китайский товар в Казахстан и Россию, с которыми у нас 70 % всего нашего товарооборота. Конечно, контрабандно такой реэкспорт будет продолжаться, но его будут все больше и больше «зажимать».

    Кроме того, существует ведь великолепный способ: рынки «Дордой» в Бишкеке и «Кара-Суу» на юге объявить свободными экономическими зонами (СЭЗ), но только не республики, а Таможенного Союза. Пожалуйста, приходят те же китайские товары, только они обрабатываются здесь как на территории СЭЗ, возникает добавочная стоимость и так далее.

    То есть создание таких СЭЗ возможно прописать в рамках соглашений?

    Так это надо обсуждать и делать! Самое главное — не сидеть сложа руки. Знаете, мне наши депутаты сейчас очень напоминают задумчивых кенгуру. Вот кенгуру скакал, скакал, потом – раз! – застыл и куда-то смотрит — долго и безостановочно. И непонятно, что с ним случилось в этот момент. Чего вы встали?! Надо обсуждать, надо двигаться, надо предложения вносить и с той стороны получать! Надо как можно больше интенсифицировать процесс, обсуждать, делать — ведь это в национальных интересах. Ведь у нас куча людей, которых один раз хлопнули уже по темечку, и они вынуждены были на «Дордой» пойти, а теперь второй раз у них проблема. Значит, надо хоть в этот раз обеспечить им нормальную государственную политику, нормальное втягивание в новые экономические условия.

    Нельзя ведь забывать, что сейчас мир впадает в дичайший экономический кризис. Мы на пороге невероятного обрыва — и в Европе, и в Штатах, и это не просто финансовый кризис: это уже и финансовый, и денежный, и экономический, это и кризис политического устройства. Не случайно ведь ключевые политические силы начали переформатировать мир. Полный обрыв мира в очередной виток кризиса начнется, как только цена достигнет 150 долларов за баррель нефти. Раньше всегда была подушка безопасности в виде производства нефти странами ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти – прим. ред.), особенно Саудовской Аравией. Но для того, чтобы сейчас достичь безопасности, Саудовская Аравия должна увеличить производство до 11,9 миллиона баррелей в сутки. А самое большее, что они могут, — это 11 миллионов баррелей. Это все данные оценки Лондонской аналитической структуры, которая занимается мировой энергетикой.

    Но и этих 11 миллионов тоже не получится вырабатывать, потому что в Саудовской Аравии уже начинается жара, а значит, внутреннее потребление нефти возрастет на 3,2 миллиона баррелей в сутки за счет кондиционирования – в моменты жары они только так могут сохранить нормальное состояние. Раньше дополнительное производство нефти давала Ливия. А сейчас Ливию уничтожили (США – прим. ред.), «хлопнули», спасибо вам, молодцы, ребята! Таким образом, подушки безопасности нет, и мировые цены пошли вверх.

    Я, например, прогнозирую, что полномасштабный кризис начнется где-то к маю этого года.

    Что это означает для Кыргызстана?

    Для таких малых стран, как Кыргызстан, это означает только одно – двигаться вместе с крупными партнерами, которые решают хоть что-то в этом мире. В этом плане нам повезло – у нас рядом Россия и Казахстан. Но, прежде всего, конечно, Россия. И тут национальный интерес Кыргызстана состоит исключительно в жестком следовании в едином экономическом формате вместе с Россией. Потому что тогда у нас будут нормальные поставки горюче-смазочных материалов, нормальное решение энергетических вопросов, возможность решения водных вопросов и, наконец, вопросов миграции.

    Поделиться