Сегодня у определенных лиц в высших эшелонах власти есть прямая заинтересованность, чтобы судебная реформа на самом деле не состоялась. Основная причина стагнации в отсутствии политической воли для ее проведения, так как она предполагает создание независимых, в соответствии с Конституцией, судов.
Во-первых, налицо тот факт, что представители различных политических партий в исполнительной и законодательной ветвях власти стремятся подчинить судебную власть себе.
Во-вторых, члены бывшего Временного правительства боятся последствий своих неконституционных решений и оттягивают проведение судебной реформы. Ее развал на их совести. Если будет сформирована Конституционная палата, то решения, принятые Временным правительством, пойдут на пересмотр. Будь то декреты по национализации или решения, связанные с незаконным отстранением многих судей.
В-третьих, политические партии заинтересованы в приобретении большего контроля над судами и судьями, поскольку именно они рассматривают конституционность и законность выборного процесса. Сейчас в Кыргызстане пошел третий этап выборов, и идет дележ портфелей уже на уровне местного самоуправления. Фактически идет подготовка к следующим парламентским и президентским выборам, потому что их итоги обеспечиваются, главным образом, органами местной власти.
Чтобы судебная реформа состоялась нужно менять политических игроков
Еще пять месяцев назад мы в правовой клинике «Адилет» написали аналитический отчет «Реализация принципа верховенства права в Кыргызстане в условиях парламентаризма», в котором проанализировали законодательство по судебной системе и выборам. Мы разослали отчет всем лидерам фракций, президенту и другим руководящим лицам государства. Мы пять месяцев назад предупреждали о негативных последствиях применения несовершенного и противоречивого законодательства, как по судебной реформе, так и по выборам, что будет ставить в очередной раз вопрос о легитимности проводимых властью решений.
Прямым доказательством отсутствия политической воли, но наличия политической коррупции, является то, что до сих пор не сформирована Конституционная палата, и потуг по ее формированию я не вижу. По закону она уже месяцев шесть должна функционировать. Все декларации о реформе Министерства внутренних дел и прокуратуры невыполнимы без здоровой и независимой судебной системы. Ибо соблюдать законы без таких инструментов, как независимая судебная система и деполитизированная прокуратура невозможно.
Давайте зададимся вопросами, можно ли начинать судебную реформу без формирования Конституционной палаты и может ли парламент при действующем составе провести эту реформу?
Скорейшее создание Конституционной палаты должно стать первым шагом по осуществлению судебной реформы, потому что лишь ее полноценное функционирование может обеспечить конституционность принимаемых нормативных актов, связанных с последующим функционированием судебной системы. В противном случае мы бесконечно и вновь будем сталкиваться с ситуацией, когда законы принимаются в угоду определенных политиков или партий. Так, члены Временного правительства пошли на разгон Конституционного суда только потому, что хотелось угодить «революционному соратнику», возжелавшему стать председателем Конституционного суда. Вот что на самом деле стоит за возмущенной революционной риторикой членов Временного правительства по поводу, так называемой, продажности судей!
Чтобы судебная реформа состоялась нужно поменять политических игроков. Нас два года кормят обещаниями, но если за это время у них не появилась политическая воля, то ее не будет у них никогда. Пока мы не переформатируем власть и не придут новые люди — забудьте о реформах, потому что они противоречат шкурным интересам нынешних политиков. Точнее «реформы» будут проводиться только во имя их шкурных интересов!
Нынешний Жогорку Кенеш не способен провести судебную реформу
Что поделать, ответственность за происходящее лежит не только на политиках, но и на самих гражданах. Мы выбрали таких депутатов, вот и получаем результат.
Законодательные инициативы нынешнего состава Жогорку Кенеша – это демонстрация тотальной безграмотности депутатов. Например, установление тотального финансового контроля над неправительственным сектором или штрафные санкции в отношении тех, кто говорит по-русски — это же прямое нарушение Конституции. Как только депутаты открывают рот или берутся за перо, у нормальных людей волосы дыбом встают. Единственное, на что они способны, – производить много шума и скандалов, но не интеллектуальный продукт. Как можно от не очень интеллектуального производителя ожидать интеллектуального продукта?
Отдавая на откуп проведение судебной реформы полуграмотному, политически коррумпированному парламенту, какой результат мы получим? Правильно — такой же полуграмотный и коррумпированный.
По мне, пусть лучше не проводят реформу вообще, потому что от их решений зависит качественный состав следующего судебного корпуса, а, следовательно, и наша с вами безопасность и благополучие. Большинство революций — результат недовольства несправедливостью. И именно поэтому нам нужны суды — честные, независимые и справедливые.