В Бишкеке, по данным муниципалитета, всего установлено 203 светофора, из которых 58 – светодиодные, сберегающие энергию. Кроме того, почти половина светодиодных – 25 штук – оборудованы табло обратного отсчета времени. Не так давно, в конце марта, в столичной мэрии сообщили о том, что намерены и дальше совершенствовать светофоры – оснастить часть из них звуковыми сигналами для того, чтобы по ним могли ориентироваться люди, которые плохо видят, либо не видят вовсе. Более того, один пробный светофор уже установлен, и именно он вызвал негодование горожан, живущих неподалеку. Местный житель сообщил K—News, что сигнал настолько раздражающий, что он «готов демонтировать светофор своими силами».
В этой связи редакция публикует интервью с пояснениями главного инженера муниципального Специализированного монтажно-эксплуатационного управления ГАИ Виктора Солдатова.
Ваша служба уже установила один светофор со звуковым сигналом. Расскажите подробнее – где, когда, каковы результаты.
В Бишкеке еще в 1980-е годы два светофора были оборудованы звуковой сигнализацией – на пересечении улиц Московская/Фучика и Чуй/Исанова. Но обычным гражданам они не заметны, поскольку звук очень тихий. Те слепые, у кого потеря зрения врожденная, имеют обостренный слух – они его слышат, а мы слышим, только если знаем, что он есть.
Сейчас же у нас большинство слепых и слабовидящих – это те, кто потерял зрение уже после рождения, и у них слух не такой острый. Для них необходима более громкая сигнализация, и поэтому мы собираемся оснастить новыми звуковыми сигналами 13 светофоров.
Сейчас мы сами сейчас разрабатываем звуковую сигнализацию –готовим из имеющихся звуков. На прошлой неделе мы уже установили систему сигнализации на один светофорный объект (перекресток улиц Московская и Логвиненко) для тестирования, вызывали представителей санэпидстанции — у них есть надзор, который отвечает за шумы. Их специалисты дали заключение, что звук, который производит светофор, на 5 децибелов превышает допустимый уровень шума (норма — 70 децибелов – прим. ред.). Поэтому сейчас мы дорабатываем систему. Сегодня во второй половине дня мы пригласим представителей Общества слепых и представителей Санитарно-эпидемиологической станции для повторного исследования.
Получается, что звуковые системы производят у нас, в Кыргызстане?
Само звуковое устройство есть в наших магазинах – это обычная сигнализация, которая может использоваться где угодно. Другое дело, что звук для нашего случая не подходит, и его по ГОСТу «подгоняют» уже наши специалисты. Скорее всего, мы будем ставить системы в одном направлении «север-юг», но пока не знаю, либо два светофора из четырех на одном перекрестке будут оборудоваться, либо один. Звук будет издаваться в тот момент, когда загорается зеленый свет, и человек с дефектом зрения может идти в этом направлении, если звука на оборудованном перекрестке нет – значит в другом.
Кроме того необходимо будет провести обучение в Обществе слепых – каким образом пользоваться этой системой. Скорее всего, обучать их будем мы сами.
Возвращаясь к производителю – сигнализации российские?
Да. Почему мы делаем упор на российское оборудование – потому что все ГОСТы у нас одинаковые, они были разработаны еще при Советском Союзе и до сих пор – как у них, так и у нас – имеют юридическую силу. Вообще-то заводы-изготовители выпускают готовые светофорные объекты уже оснащенные сигнализацией. Такие готовые светофоры, производимые в России, стоят 25 тысяч сомов. Есть, конечно, более дешевые китайские, но прежде чем их ставить, надо приобрести опытный экземпляр, а потом уже смотреть, проверять.
Но ведь 25 тысяч — это не так много по сравнению со стоимостью светофоров, оснащенных таймерами (в среднем один светофор с таймером обошелся, по данным мэрии, в 1 миллион с лишним сомов – прим. ред.).
Для того, чтобы полностью оснастить такими светофорными объектами один перекресток, понадобится порядка 100 тысяч только на покупку, а ведь там еще монтаж, кабель…
А сколько стоит одна только сигнализация?
Вот этого я пока вам не могу сказать. Стоимость будет зависеть от того, на каком именно оборудовании мы остановимся – есть ведь разные системы.
Сколько стоит та, что вы уже установили?
Эти данные я тоже сейчас не могу озвучивать. Потому что еще неизвестно, остановимся ли мы на этом механизме, либо же придется подбирать другой. Я сейчас озвучу сумму, потом что-то изменится, а неверная информация уже пойдет.
Вот когда мы проведем все проверки, получим окончательные заключения, тогда уже можно будет говорить о ценах (ранее мэр Бишкека Иса Омуркулов сообщил о том, что на 13 светофоров мэрия потратит 538 тысяч 564 сома – прим. ред.).
Скорее всего, стоимость будет разная. У нас в Бишкеке 60 светофоров, которые в 23.00 автоматически переключаются в режим желтого мигания, соответственно, если сигнализация будет устанавливаться на такие светофоры, то автоматически на ночь будет отключаться и звук. На других светофорных объектах необходимо будет предусматривать часовой механизм, который будет отключать сигнализацию на ночь, кроме того, могут понадобиться затраты на кабель и так далее.
Можно назвать примерную дату, когда все эти 13 светофоров будут полностью оборудованы?
Если мы на этой неделе придем к какому-то положительному результату – то примерно к 15 мая все будет установлено.
Еще хотелось бы узнать по светофорам с таймерами — на некоторых из них таймера уже и нет…
Значит, это те светофорные объекты, на которых сгорели трансформаторы, отвечающие за сам часовой механизм. Мы их уже отправили на завод изготовитель, где их обязаны заменить, поскольку гарантийный срок еще не истек.
А много у нас светофоров с перегоревшими трансформаторами?
Точно сейчас сказать не могу, но не так уж и много… Опять-таки, винить завод-изготовитель в таких поломках очень сложно. У нас часто отключают свет, и из-за этих внезапных отключений и включений происходит перекос фаз, резкое повышение напряжения, из-за которого трансформатор и сгорает. Если такое произойдет уже после того, как истечет гарантия, то ремонт будет производиться за наш счет. Но в этом случае мы уже здесь, в Кыргызстане, найдем завод, где смогут произвести починку – заменить обмотку на трансформаторах.