История, быт и нынешнее положение памирских кыргызов в Афганистане (Фото)

Автор -
4334

    После визита в Кыргызстан в апреле представителя памирских кыргызов в Афганистане Турду Акун Атабека, правительство начало прорабатывать вопрос об оказании помощи кыргызской общине. Звучали даже предложения об их репатриации на историческую родину.

    Исследователь Эдуард Кубатов, автор редкого этнографического труда об афганских кыргызах, считает, что этого делать ни в коем случае нельзя.

    «За 250 лет Афганистан для них стал второй родиной, какой бы суровой она не казалась. Вопрос адаптации афганских кыргызов, привыкших к высокогорным  условиям, будет наиболее сложным и почти непреодолимым. Трагический пример тому – массовое переселение афганских кыргызов в Пакистан в 1978 году, когда неспособность переносить климатические изменения привела к гибели более 20 % афганских кыргызов», — пояснил он.

    K-News публикует выдержки из этнографического труда Эдуарда Кубатова по материалам его исследовательской экспедиции в Афганистан с мая по октябрь 2004 года.

    История

    Афганские кыргызы заселяют высокогорные и труднодоступные горные долины и ущелья на территории афганского Малого и Большого Памира на стыке государственных границ Афганистана, Таджикистана, Пакистана и Китая.

    Большой и Малый Афганский Памир относятся к разряду одних из самых высокогорных долин мира, их высота над уровнем моря колеблется от 4 тысяч 200 до 5 тысяч 200 метров. От точки,  где заканчивается грунтовая автомобильная дорога  (населенный пункт Сархат, долина Вахан, Афганистан), до Малого Афганского Памира 4-5 суток пути на гужевом транспорте (на лошадях или на яках), и необходимо преодолеть четыре тяжелых горных перевала высотой более 5 тысяч 200 метров.

    При детальном изучении исторических документов, а также исторических  данных, полученных в ходе экспедиции в Афганистан, можно условно определить шесть этапов распространения кыргызов на территории современного Таджикистана и Афганистана:

    Первый этап: По сведениям персидского источника Хафиза, кыргызские племена в 15-16 века, точнее в 1575 году, стали заселять восточный Памир (современная территория Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана) и хребет Сары-Кол (ныне граничащая с Таджикистаном территория Китая).

    Второй этап: Во второй половине 16 века эмир Бухары Абдулла Хан завоевывает Бадахшан, Шугнан и Рушан (современная территория Горного Бадахшана, Таджикистан) и дает возможность кыргызским племенам пользоваться Восточным Памиром.

    Третий этап:Калмакские и джунгарские племена под предводительством Галдан Хана и его наследников с 1671 по 1759 годы завоевывают полностью Восточный  Памир (Мургабский район и местечко Ак-Байтал, Таджикистан). В течение почти 100 лет идет непрерывная война между кыргызскими и калмакскими племенами, которая заканчивается победой кыргызских племен и изгнанием калмаков в Восточный Туркестан.

    Четвертый этап: После полного изгнания в конце 17 века калмакских племен кыргызы стали заселять обширные территории северного, центрального и восточного Памира. В 18-19 веках ареал жизнедеятельности кыргызов заметно увеличился по всей территории Памира до афганского Гиндукуша. В 18 веке на Памире насчитывалось 20 тысяч кыргызов, в 19 веке – 35 тысяч, в 20 веке —  85 тысяч человек. В настоящее время на территории современного Таджикистана проживает 55–60 тысяч этнических кыргызов, преимущественно на территории Мургабского района и Каратегинской долины.

    Пятый этап: Примерно в 1830-1840 годы кыргызские племена стали осваивать  высокогорные долины на территории Малого и Большого афганского Памира,  Вахана и Гиндукуша.  На тот период, по приблизительным данным, численность кыргызов в        Афганистане составляла около 5 тысяч 500 человек. Тем временем Российская империя и Королевство Великобритании в условиях сложных политических интриг решали свои внешнеполитические споры, в том числе в районе Афганистана. В 1893-1895 годах практически без участия афганских представителей была проведена демаркация англо-афганской границы по так называемой «линии Дюранда», а затем и русско-афганской границы в районе Памира, что стало причиной изоляции племен афганских кыргызов от своего основного кыргызского этноса на протяжении более 100 лет.

    Социально-административная структура

    Асман Ажы с грамотами короля Афганистана на управление Афганским Памиром и ВаханомСовременная история афганских кыргызов насчитывает более 250 лет мирного сосуществования на территории современного Афганистана. Однако из-за суровых  высокогорных  условий, нестабильности военно-политической обстановки в Афганистане и не прекращавшейся в течение 24 лет войны от 7-тысячной общины афганских кыргызов  в настоящее время осталось менее 2 тысяч человек.

    Афганские кыргызы  по своему этнологическому происхождению относятся  к кыргызскому племенному объединению «ичкилик» и составлены следующими племенами и родами: каратеит, тейит, найман, кыпчак, шайым, алаш, кызыл айяк, кутал, кызыл баш, кочкор.

    Патриархально-племенная внутренняя структура афганских кыргызов не претерпела серьезных изменений и по структуре соответствует образцам племенной иерархии 17-18 веков с выборной должностью вождя племени – хана в полном соответствии с традиционным для такого рода структур принципом меритократии. Существуют племенные советы старейшин, знати. Эти советы-сходки «джирги» служат для решения всех основных внутренних проблем. Немаловажную роль во внутренней структуре играют представители мусульманского духовенства.

    Внутренняя социально-административная система афганских кыргызов, кроме  разделения на роды и племена, также имеет традиционную кочевую схему из временных населенных пунктов (айылы). На данный момент на территории Малого и Большого Афганского Памира насчитывается около 28 айылов с отдельными летними и зимними стойбищами. В айылах насчитывается в среднем от 7 до 20  юрт, где компактно может проживать до 20 семей, которые ведут совместное хозяйство. Айылы комплектуются из числа близких сородичей, например — представителей одного или другого рода, а также вокруг крупных скотовладельцев и знатных кыргызов.

    Отношения с властями Афганистана

    Справедливости ради необходимо отметить, что король Афганистана Закир-Шах во время своего правления на протяжении многих лет оказывал моральную и материальную поддержку афганским кыргызам.

    По его королевскому распоряжению афганских кыргызов запрещалось призывать на военную службу в Вооруженные Силы Афганистана и им предоставлялся государственный статус народа, обеспечивающего охрану государственных границ на Памире и Вахане, наравне с пограничными официальными структурами. Также при Закир-Шахе была отменена «десятина» — налог на скот и живность.

    Период правления Закир-Шаха можно считать этапом возрождения и укрепления афганских кыргызов. Вождь афганских кыргызов Рахманкул Хан Ажы при поддержке короля Афганистана занимал пост сенатора в парламенте, имел привилегии и статус афганского губернатора на Вахане и Афганском Памире. По распоряжению короля в его владениях было более 2 тысяч гектаров пахотной земли в афганских провинциях Бадахшан и Тахор, с урожая которых он обеспечивал продовольствием своих соплеменников.

    После свержения короля Закир-Шаха в 1973 году афганские кыргызы утратили прежний свой статус и положение и на протяжении 23 лет были предоставлены сами себе.

    В 1978 году Рахманкул Хан Ажы, опасаясь репрессий со стороны новой власти, вывел из Афганистана в Пакистан больше половины афганских кыргызов (примерно 2  тысячи человек) и попросил у пакистанских властей политического убежища. Затем в процессе длительных внешнеполитических переговоров в 1980 году правительство Турции предоставило убежище афганским кыргызам и вывезло их из Пакистана в восточную часть Турции вблизи озера Ван и предоставило территорию для проживания 102 семьям афганских кыргызов (около 900 человек). Однако часть афганских кыргызов, примерно 89 семей или около 700 человек, во главе с новым вождем Абдрашит Ханом вернулись в  Афганистан на прежнюю территорию

    В настоящее время на территории Турции проживает около 95 семей (примерно 800 человек), составленных из родов афганских кыргызов — кочкор, алапа, найман, шайым и кызыл-аяк. На территории Афганистана, в частности на Малом Афганском Памире, проживала 1 тысяча 100 человек под предводительством Абдрашит Хана, на Большом Афганском Памире проживали 700 афганских кыргызов под руководством Мамат Ахуна.

    В 2003 году президент Временного правительства Афганистана Хамид Карзай принял делегацию афганских кыргызов во главе с Абдрашит Ханом. Они обсудили вопросы социальной и экономической поддержки афганских кыргызов со стороны правительства Афганистана.

    В том же году знатные представители афганских кыргызов Асман Ажы и Мамат Ахун участвовали во всеафганском съезде Лойя-джирга в Кабуле в качестве делегатов от кыргызов. В период подготовки к президентским выборам в Афганистане в октябре 2004 года со стороны правительства повторно декларировались обещания оказывать поддержку афганским кыргызам, но, к сожалению, ситуация не изменилась.

    Абдрашит Хан Афгани возглавлял племена афганских кыргызов с 1979 года и, по имеющимся сведениям, скончался в 2009 году в результате продолжительной болезни.

    Культура и быт

    Афганские кыргызы — кочевники в классическом понимании, и традиционное хозяйство кыргызов впитало в себя многовековые навыки и не менялось веками.

    Преобладающий тип жилища афганских кыргызов – юрта. Отличительная черта таких юрт — более низкий полусферический купол. Афганские кыргызы из-за отсутствия древесного сырья перестали изготавливать юрты. Рядовые скотоводы приобретают юрты в Пакистане, которые доставляются в северные районы Пакистана из Синьцзян-Уйгурского Автономного округа Китая и изготавливаются мастерами из числа китайских кыргызов. Более знатные афганские кыргызы заказывают большие белые юрты у мургабских кыргызов Таджикистана.

    Основным видом хозяйственной деятельности является скотоводство, разведение особой породы кыргызских овец, яков, которые приспособлены для проживания в условиях высокогорья, верблюдов и лошадей. Небольшая часть афганских кыргызов занимается охотой.

    По предварительным подсчетам, афганские кыргызы на пастбищах Малого и Большого Афганского Памира разводят около 25-30 тысяч голов овец, более 2 тысяч голов яков, более 120 лошадей, 75-80 верблюдов. Точное количество скота определить невозможно: из-за постоянных поборов «десятины» со стороны афганских моджахедов кыргызы тщательно скрывают настоящую численность разводимого скота.

    В суровых условиях высокогорья, когда снег лежит 9 месяцев в году, особого внимания заслуживает способность кыргызской породы овец добывать корм осенью и зимой, выказывая исключительную неприхотливость и морозостойкость. Обычно кыргызские скотоводы применяют следующую технику добычи подножного корма:  сначала они пускают отару овец, которая расчищает снежный покров и добывает необходимый корм, затем на расчищенной овцами площади пасутся яки, лошади и верблюды. Летом, в короткий сезон, афганские кыргызы заготавливают корм в виде сухого сена в поймах рек. Он предназначается исключительно для молодого потомства  в период  зимнего приплода скота.  

    В хозяйственном укладе афганских кыргызов преобладает натуральный характер. Питание афганских кыргызов составлено преимущественно из натуральных продуктов (молоко, айран, сметана, творог, масло и мясо), получаемых из разводимых овец и яков. Из шерсти и шкур овец и яков изготавливается одежда и предметы повседневной жизни и обихода. И самое главное, получаемое из молока яков высококалорийное и очень полезное масло, пользуется большим спросом у афганцев и в Пакистане. Ежегодно в августе и сентябре афганские кыргызы  снаряжают караваны на яках,  гонят часть скота и вывозят масло, шерсть, шкуры и войлок на продажу в северные районы Гильгеты и Чатрала Пакистана. Там они обменивают свои продукты на муку, ячмень, рис, растительное масло, керосиновые лампы и так далее.  

    Культура афганских кыргызов, несмотря на изоляцию от своего основного этноса, основывается на традициях, сложившихся в средние века. Традиционные навыки и технические приемы в почти неизменном виде передаются из поколения в поколение. В основном, женщины афганских кыргызов занимаются выделкой войлока, кожи, изготовлением ковров, тканей, одежды и предметов внутреннего убранства юрты. Среди мужчин ремесленников крайне мало, основная масса мужчин занята животноводством. Изделия афганских кыргызов украшаются простыми, строгими по форме, гармоничными по цвету орнаментами.

    Одежда женщин претерпела незначительные изменения и имеет определенные сходства с одеждой женщин горных народностей Тибета. Кыргызские женщины носят цилиндрический, высокий головной убор, обернутый в шелковую материю, длинное светлое платье, короткое черное пальто без рукавов «чепкен» и сапоги из козьей шкуры «маасы». Если женщина замужем, то она носит белый головной убор, девушки носят исключительно красный головной убор.

    Традиционное устное творчество — пересказ, пение, игра на комузе — из-за полной изоляции афганских кыргызов утратило свое  значение, и во всей общине осталось только шесть мастеров.

    Текущее положение афганских кыргызов

    Изучение и анализ состояния афганских кыргызов показал, что самой серьезной проблемой является полное отсутствие идентификационных документов о принадлежности к афганскому гражданству. Из 2 тысяч афганских кыргызов только 14 человек имеют национальные паспорта. Это ограничивает их в правах: они не могут свободно передвигаться по территории Афганистана и тем более выезжать за границу.

    Афганские кыргызы полностью зависят от природных и стихийных бедствий.  Так, в 2004 году из-за продолжительной зимы падеж скота достиг катастрофического уровня в 30 %. Учитывая, что скот для кыргызов является продуктом натурального обмена и составляет основу благополучия и достатка, можно представить размеры и последствия этой гуманитарной катастрофы.    

    Смутно представляется будущее кыргызской общины в условиях полной безграмотности. Исследование показало, что из 2 тысяч афганских кыргызов умеют писать и читать не более 20 человек, хотя их интеллектуальный потенциал весьма высок. Так, подавляющее большинство кыргызов в совершенстве владеют языками дари, фарси, урду и горными памирскими языками. Инициатива местных мулл обучить кыргызских детей мусульманской грамоте и Корану вызывает одобрение, однако это не дает возможности приобретения первоначального светского образования.

    На территории Малого и Большого Афганского Памира нет ни одного стационарного или временного амбулаторного учреждения для профилактики и лечения местного населения. Весь процесс лечения у афганских кыргызов строится на молитвах мулл или на народной медицине, основанной на лечебных средствах из трав, диких корений и жира диких животных.

    Анализ приблизительных данных о смертности среди афганских кыргызов показал ужасающие цифры: из 10 новорожденных детей 5-6 умирают в процессе родов и в грудном возрасте. Из-за хронической нехватки продуктов питания, необходимых витаминов и, как следствие, пониженного иммунитета дети начинают ходить и самостоятельно передвигаться только в 3-4 года. Они отстают в физическом развитии, живут с хроническими заболеваниями. Средняя продолжительность жизни местного населения – около 45 лет. Люди умирают от незначительных по нашим меркам заболеваний, таких как: аппендицит, бронхит, пневмония, дифтерия, гепатит, менингит и так далее.

    Подсчитано, что кыргызская община с каждым годом сокращается на 6–7 %. Прирост населения нулевой. Если в течение 10-15 лет сохранится подобная тенденция, то можно прогнозировать постепенное исчезновение племен афганских кыргызов с территории афганского Памира.

    Другой серьезной проблемой является наличие угрожающего дисбаланса в соотношении мужского и женского населения. Так, мужчины составляют около 66 %, женщины – 34 %. Это усугубляется пагубной практикой выдавать девушек замуж за близких родственников, из-за чего идет кровосмешение и больное потомство. Также строгие мусульманские и патриархальные нормы позволяют мужчине заводить несколько семей.

    В период правления режима моджахедов в Афганистане началось массовое распространение и увеличение потребления гашиша и опиума в среде афганских кыргызов. На данный момент из 2 тысяч афганских кыргызов постоянными курильщиками являются около 350 взрослых людей. Это около 20 % от общего числа кыргызской общины  и половина трудоспособного и активного населения. 

    В условиях устойчивой наркотической зависимости афганские наркокурьеры расширяют зону распространения и масштабы поставок наркотического зелья в обмен на разводимый кыргызами скот. Целые роды и айылы попадают под зависимость от наркопоставщиков с вытекающими отсюда негативными последствиями.

    Основной причиной изоляции, помимо наличия естественной труднодоступности и высокогорья района компактного проживания этнических кыргызов, является жесткий административный режим на государственной границе Афганистана с Таджикистаном, Китаем и Пакистаном и отсутствие политической воли по оказанию социальной поддержки афганским кыргызам со стороны правительства Афганистана. 

    В процессе исследовательской деятельности на территории Афганского Памира стало  очевидным и возможным решение основных проблем этнических кыргызов в Афганистане путем реализации двух проектов:

    — Создание режима свободной приграничной торговли афганских кыргызов с сопредельной территорией Таджикистана. Это создаст условия для производства собственных ресурсов общины и подъема социального положения афганских кыргызов;

    — Восстановление грунтовой автомобильной дороги из Мургаба через плато Аличур в Малый Афганский Памир (во время коммунистического режима в Афганистане из Таджикистана в Малый Памир в военных целях была проведена грунтовая дорога). Это выведет афганских кыргызов из географической и политической  изоляции, создаст условия для строительства образовательных и лечебных учреждений. Немаловажным моментом является расширение возможностей гуманитарной поддержки при наличии транспортных путей.

    Для справки: После возвращения в Кыргызстан в 2004 году, отдельные фрагменты 85-страничного исследования Эдуарда Кубатова использовались на различных международных конференциях по изучению малых горных народностей в США и Европе под эгидой Национального географического общества США. В 2007 году отрывки исследования публиковались в кыргызстанских средствах массовой информации и в российском журнале «Восточный свет».